Google+

Wednesday, July 6, 2011

СГУ и Google Apps. Часть первая, лирическая.

В Саратовском государственном университете идея использовать google apps витала уже года два, но витала вяло и выражалась исключительно в том, что несколько преподавателей пытались использовать гугло-доки и  гугло-группы, чтобы насколько возможно облегчить работу и информирование студентов, но разумеется все это носило несистемный характер  и поддержки руководства не имело.
В 2008 году в сгу в связи с неожиданным изменением законодательства начался процесс закрытия представительств в регионе, а для студентов, которые не могут учиться в головном вузе была создана собственная система дистанционного образования Ipsilon 2.0 (гостевой вход к сожалению на интерфейсы двухгодичной давности - все руки не дойдут обновить). За три года система сильно развилась и сейчас в ней обучается 1200 студентов заочного отеделения по 15 специальностям.
 И вот где-то год назад, во время формирования плана работы на ближайшую перспективу, мы сформировали список принципов, на которые собирались бы ориентироваться.  Один из них - групповое обучение
За время функционирования системы нам пришлось преодолеть массу проблем и самая большая из них, пожалуй, это - отношения самих пользователей к получению образования через Интернет. Преподаватели и студенты по началу относившиеся к тому, что мы делаем как минимум настороженно, сейчас уже не только использует все возможности системы ДО, но и активно участвуют в ее улучшении. Так вот, развитие группового обучения было инициативой именно преподавателей.
Тогда мы обратили внимание на сервисы, которые предлагал Google для образовательных учреждений. Специалисты, отвечающие за развитие айти в университете устроили в гугло-вейве (тогда еще не почившим) жаркую дискуссию о том, стоит ли отдавать гугл какие то свои внутренние процессы, и самое главное  - нужно ли это преподавателям. Вообщем, в итоге решили, дать Центру открытого образования (что отвечает за ДО) карт-бланш на использование apps и если дело пойдет хорошо - использовать наш опыт для всего университета.

Активная работа начнется во второй половине июля, до этого я хотел бы посоветоваться с сообществом о том, как лучше использовать сервисы гугл и насколько гибко нам удастся встроить их в существующую инфраструктуру университета.


Что мы хотим.
1. Авторизация будет проходить через LDAP, почти у всех студентов и сотрудников университета уже  есть аккаунты, мы собираемся создать отдельный домен ssu-de , дополнительными атрибутами для студента будет номер группы и город откуда студент и специальность (к примеру Иванов Иван 341 группа, Ртищево, Прикладная информатика в юриспруденции)
2. Сервисы которые мы собираемся использовать - гмейл, гтолк, гугл-группы и гугло-доки
3. гмейл - пользователи получат почту виде ivanovii@g.sgu.ru и в списке контактов получат к примеру список студентов своей группы и список администраторов
4. гугло-доки - для совместной работы студентов над документами (это пожалуй самый востребованный сервис - преподаватели часто хотят чтобы студенты готовили небольшими группами презентации или документы, для защиты курсовых или итоговых проектов)  с возможностью расшаривать документы для членов своей группы.


Хотелось бы поинтересоваться у сообщества, можно ли вообще таким образом организовать работу с сервисами, как это лучше сделать и услышать ваше мнение по поводу использования гугло-сервисов в дистанционном образовании.

Со своей стороны постараюсь максимально освещать все наши шаги по внедрению google apps в университете.
С уважением Андрей Малыгин, Вычислительный Центр СГУ

11 comments:

  1. Про ДО понятно (система уже отработана, функционирует). Про использование сервисов Google тоже понятно (набор выбран минимальный, но это "каждому по потребности", расширить всегда можно). Но при чём здесь Apps? "Авторизация будет проходить через LDAP, почти у всех студентов и сотрудников университета уже есть аккаунты".

    Вероятно, я что-то в Apps неверно понимаю: если ДО проводится на Джумле или..., то Apps-то при чём? Ведь сервисы Google в оболочку ДО не встроить (?). Уважаемый Андрей, хотелось бы понять, как Вы планируете совместить эти две части: оболочка ДО отдельно, Apps - отдельно? (Простите за дотошность - сама занимаюсь подготовкой Apps для школы к 1 сентября, поэтому интересен любой опыт)

    ReplyDelete
  2. Спасибо за ваш комментарий.
    Немного не понятно причем здесь джумла)
    Что касается сервисов , то именно так - наша оболочка отдельно и сервисы гугл отдельно с единой авторизацией. Можно было бы конечно часть функционально реализовать самим- для тех же документов поднять xwiki к примеру, но нашим студентом было бы полезнее как мне кажется работать с удаленными сервисами гугл и получать те преимущества что они дают. Причем преимущества именно коллективной работы. Но, повторюсь, тема дискуссионная и в нашем университете до сих пор вызывающая жаркие споры.
    Кроме того наш проект следует воспринимать как пробу пера для всего университета - удобно ли это будет студентам ? - смогут ли преподаватели по новому организовывать работу ? Если мы дадим положительный ответ - то подобный опыт будет перекинут и на очков , где эти сервисы будут играть конечно же не много другую роль, чем для студентов дистанционной формы

    ReplyDelete
  3. Спасибо за пояснения. (Джумла - это как пример оболочки для ДО. У вас другая - не в том суть) Заинтересовалась постом по его названию - меня сейчас не ДО интересует, а примеры (планы) использования именно Apps в ОУ, но пока вижу, что Apps-то Вы планируете "по минимуму". А смысл? Можно же использовать обычный аккаунт Google (не Apps) - та же почта, те же GoogleDocs... Не могу понять, зачем вам в СГУ Apps :)

    ReplyDelete
  4. Постараюсь максимально понятно разъяснить нашу позицию -
    1. Мы решили что строить до на сервисах вряд ли получится, мне кажется что они хороши именно как вспомогательный инструмент.
    2. Насчет того насколько полно использовать apps.- мы собираемся использовать портал до - как единую точку доступа для образовательных ресурсов университета и для apps. Кроме того мы хотели бы так построить работу чтобы студентам и преподавателям не было трудно вникнуть в работу сервисов гугл
    3. Кроме того, я в посте указал простые способы использования тех же доков - дать к примеру студенту при создании документа список одногруппников, из которых он мог бы выбрать тех с кем он хотел бы работать совместно. Или же для преподавателя при создании гугло-группы для коллективной работы студентов выбрать из списка своих групп - ту которой он поручает эту работу .
    Поэтому мне и хотелось услышать мнение людей более искушенных в использовании сервисов гугл насколько это возможно.

    ReplyDelete
  5. Андрей, ваше желание создать единый доступ и к системе ДО и к сервисам гугл можно только поприветствовать. Неуверенным пользователям будет проще работать с одной учетной записью и это здОрово, для остальных же труда не составит заходить в ДО под одним аккаунтом, а пользоваться сервисами гугл под другим.
    Хотелось бы только обратить ваше внимание на то, что прежде чем говорить за весь университет надо бы сделать мониторинг не только вашей кафедры, а хотя бы на дружественный КНИТ заглянуть. В 2008 упомянутом вами году под руководством предподавателей книта писались курсовые работы по работе с гугл сервисами, в частности курсовые по методике преподавания информатики в школе. Со студентами биологического, географического, философского, психологического, социлогических факультетов, института истории и международных отношений занятия по использованию гугл-сервисов включены в учебный процесс. ПРЦ НИТ СГУ проводит бесплатные курсы для преподавателей университета, в рамках которых среди прочих тем затрагиваются сервисы карт, словарей, совместного редактирования документов и другие. Освещение этих сервисов происходит с точки зрения использования их в учебном процессе, для организации эффективного процесса обучения любым дисциплинам, где эти сервисы могут оказаться полезными. За три года на этих курсах прошли обучение более 250 сотрудников и преподавателей университета. Материалы этих курсов используются в Институте дополнительного профессионального образования СГУ и по ним обучаются преподаватели вузов из Хабаровска, Москвы, Самары, Ульяновска, Казани, Уфы, Волгограда - это еще порядка 150 человек со всей страны. Может, не каждый сразу включает сервисы в свои дисциплины, этому может препятствовать ряд причин и вполне уважительных. Но многие преподаватели, обучившиеся на курсах, сразу начинают использовать подобные сервисы в своих дисциплинах.
    Прошу вас, осторожнее с безапелляционными заявлениями. Уважайте своих коллег.

    ReplyDelete
  6. Уважаемые коллеги, пожалуйста, измените название статьи, т.к. она не имеет никакого отношения к Apps - Вы описываете сложившуюся (или желаемую) систему использования сервисов Google в работе вуза. Корректнее, вероятно, будет и статью назвать "СГУ и Google. и т.д."

    ReplyDelete
  7. Марина, ни в коем случае не хотел задеть ваши чувства и уж тем более заявлять что то безапелляционно, располагаю только той информацией, что располагаю. И факт остается фактом - сервисы гугл на нашем домене еще только предстоит поднять и попробовать включить в образовательный процесс и совместная работа будет полезна всем. Я всей душой за более тесную совместную работу)

    Евгения, может я недостаточно правильно выразился но мы собираемся использовать именно apps, подняв на своем домене и с помощью api интегрировав с инфраструктурой университета. ДО будет использовать некоторые из них.

    Мой вопрос к сообществу на самом деле такого рода , что насколько api позволит реализовать те функции , что я описал выше

    ReplyDelete
  8. Возможно, было бы проще составить какую-то определенную картину, если бы лучше были ясны возможности/особенности системы ipsilon - я то, честно говоря, про нее слышу впервые.
    Вообще, вопрос об оптимальном балансе между Google Apps и системами ДО - это один из наиболее дискутируемых вопросов в образовании. На заседании академии Гугл в Сиднее убедительно (для меня, во всяком случае) звучал тезис о том, что "нету такого осмысленного функционала, который делали бы системы ДО и который не мог бы быть осуществлен средствами Google". К слову сказать, внутри Google Apps есть возможность подключить собственную, Гуглоаппсовскую ДО - Haiku. Совершенно очевидно, что есть и "мейнстрим" в виде связки Google Apps + Moodle. Как в это все вписывается система Ipsilon? Мы об этом пока ничего не знаем.

    ReplyDelete
  9. Спасибо за ваш комментарий, перечитав свой пост понял, что пожалуй несколько сумбурно описал то, что нужно)
    Что касается связки гугл и мудл, то именно ее мы и планируем взять за образец в постепенном внедрении служб в работу студентов.
    Распеределение функционала между apps и системой ДО проблема действительно достаточно спорная, лично мне кажется что было бы интересно максимально использовать средства гугл в это области. Вы упомянули о заседании академии в Сиднее, есть ли презентации или тезисы с нее по теме ДО.
    И еще вы упомянули систему Haiku, о которой, признаться слышу впервые. И очень заинтересовался, Вы слышали о удачных примерах внедрения ее в зарубежные или отечественные вузы?

    ReplyDelete
  10. По сиднейской академии - можно смотреть здесь - http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=9&showentry=1311
    Про Haiku лучше всего читать на их сайте - http://www.haikulearning.com/

    ReplyDelete
  11. Вы когда писали "Авторизация будет проходить через LDAP", что под этим подразумевали? Синхронизацию Вашего LDAP и Google (автоматический импорт учетных записей и групп)? Или Или SAML Single Sign-On (SSO) Service for Google Apps? Со вторым вариантом, если не ошибаюсь, будут проблемы, если вдруг захотите подключать другие сервисы Google, напрямую не входящие в Google apps...

    ReplyDelete