Google+

Monday, August 27, 2012

О формах сетевого сотрудничества учителей. При чем здесь Google-сервисы? Часть 1.


Небольшое предисловие: обозначим проблему!

Если еще несколько лет назад учителя преимущественно использовали Сеть с целью поиска готовых сценариев  и материалов к уроку, то теперь ясно обозначена еще одна устойчивая тенденции развития образовательного Интернета: разработка учителями собственных ресурсов, создание цифровых учебных объектов и обмен ими. Безусловно, этому способствовала растущая в педагогических кругах популярность современных веб-сервисов для создания, редактирования и хранения файлов (например, сервис для онлайн-презентаций: Googledocs.com) или основанных на принципе свободных лицензий, так называемых, Web 2.0 сред для разработки интерактивных приложений, подобных http://learningapps.org/. Но возросшая сетевая активность педагогов и рост количества публикаций, кроме несомненных “плюсов” имеют и “минусы”. 




Среди проблем, сопровождающих эти процессы, можно назвать выброс в Сеть некачественных и неаннотированных материалов, а также отсутствие работающих механизмов их оценки и улучшения. Как представляется, это проявления еще более общих проблем, связанных с нехваткой у учителей новых, специфических, профессиональных компетенций.  Прежнего опыта, которого вполне хватало для работы по годами наработанным сценариям и по готовым учебным материалам, теперь явно недостаточно. Учитель постепенно перестает быть только пользователем и только потребителем контента,  разработанного кем-то другим - методистом, издательством и т.д., и, поэтому, защищенного от анализа и критики. 
С введением новых образовательных стандартов поменялись и вызовы: ориентация на индивидуальную образовательную траекторию ученика, на  расширение образовательной среды предполагают, что материалов, имеющихся в открытом доступе, педагогу может и не хватить. Это значит, что учителю придется самому становиться автором и разработчиком. Но в этой новой роли – осознанного авторства – учителю требуется полная смена установок! От наработанных индивидуалистических привычек -  к краудсорсингу,  от некритичного отношения к готовым учебным материалам - к открытости и готовности  видоизменять и дорабатывать свои собственные. 

Критически мыслящий учитель, конечно, и сам может "упереться" в недостаток наличных средств профессиональной деятельности, т.е. сам обнаружить и осознать проблему, но, к сожалению, этот процесс спонтанной смены установок и привычек затрагивает лишь небольшую часть педагогов, пришедших в Сеть в поисках решений этих проблем и способных к самостоятельному обучению в неформальных виртуальных сообществах. Для большинства же легитимной формой обучения по-прежнему являются лишь та, что предлагается существующей системой повышения квалификации, т.е. основанная, как правило, на репродуктивном принципе передачи знаний. Способ обучения, с помощью которого повышал квалификацию учитель, затем воспроизводится им самим, но уже в его собственном классе. Вывод: без изменения форм обучения учителей уже не удается передать и новое содержание.

Выход, тем не менее, есть. Нам его подсказывают, с одной стороны, доступные социальные сервисы, сам принцип действия которых предполагает личный вклад каждого участника с возможностью свободного комментирования и обмена, и успешный опыт коллективного сетевого проектирования с участием большой группы учителей, с другой.
Что важно: такая модель может быть реализована и в отдельно взятом учебном заведении, где сопроектирование используется для решения задач конкретной школы!


Подытоживая проблемы... Кратко о главном:
  • Учителям не достает компетенций, и не всегда тренерам, людям, кто их обучает, хватает аналитических умений, чтобы определить, каких именно. 
  • Нет работающих механизмов формулирования самого запроса на овладение новыми компетенциями.
  • На повестке дня частные, но очень важные вопросы информатизации школы, например, вопросы разработки образовательного контента, использования в школе веб-сервисов для обучения, проблемы вовлечения учащихся в деятельность по совместному конструированию знаний.
  • Вопросы не сводятся только лишь к проблеме обучения учителей новым инструментам и не решаются исключительно за счет традиционного повышения квалификации.
  • Социальный характер современных инструментов для разработки образовательного контента позволяет учителю пользоваться уже готовым, дополняя, переделывая образцы “под себя”. Очень важен в этом процессе не только обмен материалами, но также обмен идеями, методами, способами, для передачи которых одних  хранилищ учебных материалов совершенно недостаточно.
  • Передавать, делиться идеями можно либо через совместное сетевое проектирование, либо через создание и распространение проблемных кейсов. Кейс - такое описание опыта, в котором основной упор делается на 1) описании ситуации “как было?” и формулировании проблемы: почему нас перестало это устраивать? 2) что мы сделали, чтобы решить проблему? 3) описании ситуации “как стало?” 4) анализ, что удалось и  куда двигаться дальше? Разумеется, это должно быть рефлексивным действием: с анализом ошибок и описанием возможных рисков.
  • Процесс вовлечения учителей в “новую религию” конструктивизма можно строить вполне осознанно и системно, в том числе, и в одной  отдельно взятой организации, опираясь на анализ кейсов, выложенных в Сеть.
  • Эта деятельность, помимо сугубо практических целей накопления в коллективных хранилищах качественных учебных материалов, при определенных условиях можно выводить на более высокий уровень    повышения профессиональной квалификации  учителей, решая таким образом сразу несколько важных задач развития школы.

Пример кейса: Организация сотрудничества учителей в общешкольном проекте “День дистанта”

Ситуация “как было”

  • у всех учителей школы есть Googlе-аккаунты;
  • создано место для хранения и обмена: папки в Googledocs  с коллективным доступом;
  • учителя в течение трех лет пользуются инструментами Googledocs для заполнения отчетов, планирования деятельности;
  • учителя школы используют инструменты  Googlе для разработки образовательного контента и организации среды электронного обучения:
    • отдельные учителя* создают презентации к своим урокам в Googledocs,
    • отдельные учителя*  создали сайты на основе GoogleSites и публикуют там учебные материалы и домашние задания в поддержку своего предмета;
    • отдельные учителя*  разработали за три года использования Googlе сервисов э-курсы по своему предмету;
    • несколько предметов в гимназическом звене ведется как дистантые курсы (2-3 каждый год);
    • отдельные учителя*  используют  в своей  работе учителя-предметника технологию ИРЛ (интерактивого рабочего листа).


* в каждом пункте речь идет о количестве учителей, составляющем не более 10-15% от всего коллектива школы.

Проблемы:
  • учителя пока еще мало обмениваются друг с другом тем, что создали;
  • в коллективной копилке есть образцы учебных материалов, но мало зафиксированных способов работы с электронными материалами: алгоритмов, инструкций, описаний активностей;
  • есть опыт решения проектных задач в малых группах, состоящих из учителей, но проблема в том, что это чаще всего один и тот же состав учителей. Не удается (или удается, но с большим трудом) привлечь новых учителей к сотрудничеству;
  • у части учителей нет навыка работы с инструментами: “обучение впрок”, через курсы, не дает значительного эффекта, без практики приобретенные навыки быстро утрачиваются;
  • большАя часть учителей практически не имеет опыта сотрудничества в разработке учебных материалов.

Хочется подчеркнуть, что перечисленные проблемы, если на них посмотреть под определенным углом, становятся задачами. То есть, задачи отдельно можно и не прописывать.
Еще один важный момент: в школе любой проект/мероприятие в подавляющем большинстве случаев направлен на учащихся: на их учебу, на их достижения. В данном случае, проект “День дистанта” имел два блока задач. И здесь я описываю именно тот, который был на направлен на учителей. От культуры использования учителями сервисов Google, от наработанных ими способов коллективного сотрудничества зависит, как потом каждый из учителей будет организовывать подобную работу с учениками.

Что  предприняли?

  • Задумали эксперимент: организовать в школе “Дни дистанта”, как общешкольный проект;
  • На всех этапах проекта (от мозгового штурма по постановке целей до подведения итогов опирались на групповую работу, использовали открытый доступ и механизмы обратной связи);
  • Большой объем подготовительной работы распределили между всеми учителями;
  • Практически все общение внутри групп по разработке плана, по созданию учебных материалов сделали сетевым, используя уже привычные для наших учителей сервисы Google;
  • Обучение организовывали в малых группах и под очень конкретные задачи: учили тому, в чем была непосредственная потребность в период проекта, а не “всему подряд”.

Что получили?
  • удалось задействовать в проекте всех учителей: опыт участия в успешной организации э-обучения есть теперь у всех;
  • учителя получили опыт совместной работы: они работали сообща и могли наблюдать работу друг друга, копировать шаблоны, а также дополнять, улучшать и публиковать в открытой для всех среде;
  • наряду с моделью “копилки готовых материалов” использовали несколько других “копилки шаблонов”, “копилки идей”, “копилки способов”;
  • на использовании шаблонов сэкономили усилия, направив их на разработку оригинальных заданий на каждом этапе квеста;
  • использовали новые идеи и подходы для составления заданий (новыми они были для большинства учителей): идеи развития функциональной грамотности чтения и критического мышления учащихся;
  • учителям в совместной работе удалось выйти за пределы преподаваемого ими предметов: разработанные задания можно определить, как надпредметные и  межпредметные;
  • учебное содержание удалось развернуть не только на узкопредметном учебном материале (из учебника), но использовать примеры, факты, объекты из реальной жизни;
  • весь процесс выполнения заданий учащимися был доступен всем учителям: они могли наблюдать и анализировать его.

Продолжение следует...

Cтатьи по теме 
 

Людмила Викторовна Рождественская, образовательный технолог TKVG, тренер проекта DigiTiiger по обучению учителей, Эстония