Google+

Tuesday, June 28, 2011

«Как повысить эффективность работы с Интернет- ресурсами» или «Google нам поможет!» (Часть 2)

Итак, мы продолжаем разговор о повышении эффективности образовательного процесса с использованием ресурсов сети Интернет.

На странице блога появился вполне справедливый комментарий о правомерности (с точки зрения русского языка) использования терминов «усваивающее», «ознакомительное» и т.п. чтение. Наверное, с этим трудно не согласиться. Но мы говорили о технологии чтения, а данные термины достаточно прозрачно определяют вид деятельности школьника с ресурсами

Говоря о проблеме выбора ресурсов, хочется акцентировать внимание на подготовке учителя (и в большей степени не технологической, а методической и содержательной…) к организации такой деятельности. А пока на память приходит название сказки «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что». Позиция учителя, направляющего учащегося в сеть Интернет «за знаниями»: «Иди туда – не знаю куда», проблема ученика: «принеси то – не знаю что»… А неопределенности здесь быть НЕ ДОЛЖНО! Образовательный процесс должен быть целенаправленным. А целью сегодня должно стать формирование не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов.

Модель реализации деятельностного подхода (постулируемого в ФГОС в качестве доминирующего) представляется следующим образом:

Заметим, что традиционно учебная задача ориентирована на формирование определенных предметных результатов. Проектируя образовательный процесс, учитель выбирает Интернет-ресурс (ресурсы) и (или) средства, которые будут способствовать повышению эффективности и качества ее решения.

На следующем этапе, исходя из содержания Интернет-ресурсов, опираясь на дидактические и технологические свойства выбранного средства (сервиса) ИКТ, учитель проектирует для школьников учебное задание, ориентированное уже не только на формирование предметных, но и на развитие метапредметных и личностных результатов. Информационно-коммуникационные технологии позволяют учителю выйти за привычные рамки учебного процесса через творчество, сделать доминирующей информационно-аналитическую, продуктивную и исследовательскую деятельность школьников.

В каком же направлении должен работать педагог с ресурсами сети Интернет? На сегодняшний день мы очень нуждаемся в заданиях, ориентированных, прежде всего, не только и не столько на поисковую деятельность (технологическими навыками работы с поисковыми системами владеет практически каждый школьник), сколько на аналитическую. А для этого учитель должен сам провести первоначальный отбор качественных ресурсов, соотнося их, прежде всего, с планируемыми предметными результатами (учебной задачей), сформулировать задание аналитического, исследовательского или продуктивного характера.

Следует заметить, что конструирование подобных заданий – достаточно трудоемкий процесс, требующий от педагога серьезной подготовительной работы и, прежде всего, отбора качественных ресурсов. Но именно в инновациях такого рода нуждается сегодня школа, и при такой постановке вопроса разработка соответствующего дидактического материала – главная задача педагогического сообщества.

Думается, что педагогам предстоит серьезная работа, целью которой должно стать формирование у школьников отношения к сети Интернет как к уникальному источнику информации и действенному средству саморазвития.

А в этой статье подробнее остановимся на использовании и создании видеоресурсов, будем говорить не только о том, что школьники читают, но и о том, что они смотрят в сети...

Пример.

Тема: «Химические явления», 8 класс

Учебная задача: познакомить школьников с признаками химических явлений.

Как это сделать? Можно рекомендовать прочитать об этом в учебнике, можно продемонстрировать пару опытов в классе… Но попробуем все-таки сориентировать школьников на самостоятельное получение знаний.

Предложим им посмотреть ряд опытов в Коллекции единых цифровых ресурсов: «вулкан» (кто из нас не видел фейерверков!), «змея» (вот что можно сделать с таблеткой глюконата кальция), «фараонова змея» (потрясающий эффект!) и др. Преимущество ресурсов в том, что опыты можно не только просмотреть, но и прочитать их описание.

Коллеги, если вы начнете их смотреть, то не остановитесь, а некоторые захочется посмотреть дважды! Хочется верить, что на начинающих изучать химию учеников это тоже произведет должное впечатление. Ведь каждый опыт им предстоит объяснить в процессе изучения химии… По крайней мере, можно хотя бы прогнозировать мотивацию…

Но у нас вполне определенная учебная задача - познакомить школьников с признаками химических явлений. Поэтому предложим учащимся посмотреть эти опыты и поработать с Google-документом… Количество и порядок просмотра и анализа опытов выбирает сам школьник.

Идея выполнения задания показана здесь…

Для чего рекомендуется выделить цветом одинаковые признаки? После выполнения такого задания учащиеся смогут классифицировать опыты на основе выделенных признаков.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Метапредметные:
  • умение самостоятельно определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, делать выводы.

Априори можно предположить, что динамизм и выразительность, информационная насыщенность и интерактивность, технологическая новизна и интег­ративный характер таких заданий будут способствовать повышению мотивации школьников, положительно влиять на качество и результативность процесса обучения.

Более того, опыт преподавателей гимназии №1 г.о. Самара С.В. Шурыгиной и Н.В.Щербатых показывает, что школьники активно включаются в процесс создания собственной медиатеки учебных фильмов. Но может возникнуть вопрос: «А зачем это надо?». Почему сегодня в условиях насыщения образовательного контента мультимедийными ресурсами проблема создания и использования учебного фильма встает с особой актуальностью?

Думается, что ответ на этот вопрос лежит в сфере эмоционального восприятия информации, поскольку интереснее учиться на наглядном примере, чем на сухом печатном тексте в учебнике. Не менее важным аргументом, а, пожалуй, и основным при ответе на этот вопрос является личная заинтересованность школьников в процессе создания общественно полезного продукта. У многих из них есть достаточно дорогая и функциональная аппаратура для проведения видеосъемки, и они уже делали первые попытки снять что-то (день рождения друга, поездку на природу и т.п.). Все это «осело» в домашних медиатеках, не получив общественного признания. Основная цель создания таких видеопродуктов – сохранение информации. Как правило, такие видеоролики трудно назвать фильмами вообще. За ними устойчиво закрепилось понятие «видеозапись». С другой стороны, результаты развития видеоиндустрии не могут не привлекать подростков к этой сфере деятельности. Поэтому многие из них воспринимают предложение к участию в создании учебного фильма весьма позитивно…

Кроме того, привлекая учащихся к созданию учебного фильма, мы на практике реализуем личностно-ориентированную технологию обучения. Чему же мы учим? Отвечая на этот вопрос трудно расставить приоритеты. Все зависит именно от личности ученика. Если это «продвинутый» в области информационных технологий школьник, то, скорее всего, участвуя в процессе съемки учебного фильма по химии, он откроет для себя много нового именно в этой предметной области. Если ученик интересуется химией, то в процессе создания фильма он получит, может быть, первый опыт обработки видеоинформации с помощью цифровой техники и специального программного обеспечения.

И, как показывает практика, всем участникам процесса создания учебного фильма полезен опыт работы в команде. Учитель лучше узнает своих учеников, у учеников формируется более доверительное отношение к учителю (а в подростковом возрасте это крайне важно!). При этом естественной видится проблема формирования умений «организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение», что обозначено в качестве одного из основных метапредметных результатов в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

Учитывая, что в творческую группу могут входить учащиеся разных классов, то такое сотрудничество может быть крайне полезно и для старших (передача социально значимого опыта), и для младших (получение уникального опыта) школьников. Более того, организация подобных проектов может оказаться для школьников и личностно значимым событием в плане профессионального самоопределения.

После создания коллекции учебных видеофильмов (а иногда уже даже и в ходе создания первого ролика) перед педагогом встает вопрос выбора способа трансляции нового знания учащимся с помощью этих продуктов (ресурсов). На сегодняшний день эта проблема решается с помощью сетевых видеосервисов (http://youtube.com, http://rutube.com/ http://vimeo.com/ и др.), выбор которого – задача педагога.

Наиболее распространенным сервисом, предоставляющим услуги хостинга видеоматериалов является сервис YouTube, пользователи которого могут добавлять, просматривать и комментировать различные видеозаписи.

Пример (ролик "Изготовление свечей" создан под руководством учителей МОУ гимназия №1 г.о. Самара С.В. Шурыгиной и Н.В. Щербатых):



Однако, при использовании этого сервиса прогнозируются проблемы морально-этического и нравственного характера, поскольку на сайте слишком много видеороликов, содержащих откровенные сцены и сцены насилия. Именно поэтому в образовательных учреждениях установлен фильтр, полностью блокирующий доступ к YouTube. Российским школам и, в частности, учителям остается только «приспосабливаться»…

В частности, одним из способов решения проблемы является использование сервиса GoogleDocs (Google-документов), предоставляющего всем пользователям сети, имеющим аккаунт на www.google.com. Видеоролики, как и другие документы, создаваемые пользователем, сохраняются на специальном сервере Google. Это одно из ключевых преимуществ электронного офиса, так как доступ к введённым данным может осуществляться с любого компьютера, подключенного к интернету (при этом доступ защищён паролем).


Примеры (ролики создан под руководством учителей МОУ гимназия №1 г.о. Самара С.В. Шурыгиной и Н.В. Щербатых):

Цветная радуга

Химические свойства магния


После загрузки видеофайла необходимо выполнить настройки совместного доступа, выбрав один из предложенных вариантов:

  • сделать файл общедоступным в Интернете;
  • разрешить просматривать его всем, у кого будет ссылка на него;
  • дать персональное разрешение на просмотр файла, указав адрес электронной почты пользователей.

Как правило, в учебном процессе наиболее удобным оказывается второй вариант, поскольку сгенерированную системой ссылку можно разослать в Google-группу, опубликовать в блоге или на Google-сайте. Воспользовавшись этой ссылкой, учащиеся получат доступ к соответствующему ресурсу.


Таким образом, создавая учебные материалы и размещая их в сети, учащиеся переходят от роли пассивного участника образовательного процесса, для которого априори определен образовательный контент, к роли разработчика этого контента, осознающего степень ответственности за качество создаваемых ресурсов. Это принципиально новая идеология построения партнерских отношений между субъектами образовательного процесса, основанная на сотрудничестве и желании быть полезными друг другу, творческом подходе и взаимоуважении.


http://training-g1.blogspot.com/