Google+

Tuesday, June 26, 2012

Google Apps для организации сетевого взаимодействия. Часть 1.

С сентября 2011 года в школе №4 г. Кольчугино Владимирской области группа администраторов начала "разворачивать" систему GApps для ОУ. Опыт был представлен на конференции "Сетевое взаимодействие семьи и школы" в январе 2012 года. Казалось бы, какая разница Google аккаунт обычный или аккаунт, созданные через Google Apps. С этой точки зрения разницы нет. И это скорее огромный плюс. Нет необходимости переучивать педагогов и учащихся, которые уже активно используют сервисы Google. Но вот если мы хотим 1 сентября очень быстро и оперативно внедрять эти сервисы повсеместно и для всех, да еще и родителей надо не забыть, то на помощь приходит Google Apps.


В настоящее время Google предлагает учебным заведениям бесплатно решение для электронной почты, календаря и чата на базе пакета Google Apps для учебных заведений – интегрированное решение для общения и совместной работы. Кроме того, основной пакет можно дополнить десятками приложений Google, позволяющими полностью удовлетворить потребности пользователей.
Основной пакет Google Apps для учебных заведений включает следующие компоненты:


  • Gmail: хранилище электронной почты и инструменты для поиска, помогающие учащимся быстро искать нужную информацию и отправлять мгновенные сообщения прямо из своих аккаунтов.
  • Календарь Google: учащиеся могут составлять свое расписание и обмениваться календарями и мероприятиями.
  • Google Talk: учащиеся могут звонить своим знакомым и отправлять им мгновенные сообщения бесплатно в любое время в любой точке мира.
  • Документы Google: совместное использование документов, электронных таблиц и презентаций, совместная работа в пределах группы или всего учебного заведения в режиме реального времени. Кроме того, окончательные версии документов можно публиковать для пользователей со всего мира.
  • Сайты Google: совместная работа и централизованное хранение связанных между собой документов, веб-содержания и другой информации на одном сайте.
  • Google Видео для учебных заведений: это решение для размещения видеофайлов и организации совместного доступа к ним, позволяющее учебным заведениям и другим организациям использовать видео как эффективное средство внутреннего обмена информацией и совместной работы.
Пакет Google Apps для ОУ в наборе компонентов ничем не отличается от обычного Google аккаунта. Но как же происходило взаимодействие до использования Google Apps...




 
Расширяя границы информационного поля, школа давно активно использует возможности сети Интернет. Да и законодательство РФ требует от российских школ открытости, в том числе доступности большого количества документов и информации через глобальную сеть. Создавать школьный сайт как хранилище структурированной информации - это выход из ситуации, но никакой пользы ни для администрации школы, ни для родителей и учащихся нет. Наш коллектив пришел к мнению, что Интернет необходимо использовать как инструмент для налаживания взаимодействия с родителями и учащимися. 



С 2009-2010 учебного года интернет-общение выстраивалось в образовательной сети Кампус. Педагоги создавали для учащихся кампусы по предметам. Цель такого сообщества заключалась в дистанционной поддержке учебного курса. Кроме этого, ученики могли задавать педагогу вопросы не только при встрече на уроке, но и непосредственно во время появления вопроса - через личную переписку в социальной сети. Таким образом, всем учащимся и педагогам необходимо было зарегистрировать электронный почтовый ящик. Если у кого-то он уже существовал, то необходима была регистрация  аккаунта Google, так как сервисы Google отлично подходят для организации совместной работы и эти возможности планировалось активно использовать. Уже на этих шагах возникали трудности. Чисто техническая: интернет в школах идет “из одной трубы”, и все компьютеры имеют один IP-адрес, вот из-за этого Google часто не пропускает регистрацию, и приходится несколько раз выполнять одни и те же операции. Тратится время, интерес учащихся и педагогов пропадает, а спустя 3-4 попытки появляются негативные нотки.



Следующий шаг - регистрация в образовательной сети. Тут опять возникает непонимание, и не продвинутые пользователи начинают путаться и не видят разницу между эл. почтой и аккаунтом в социальной сети.
В результате, конечно, во всем разобрались, но когда родителям предложили тот же путь, большинство желающих “потерялись” и не дошли путь до конца.
К тому же просьбы на словах и передача интернет-адресов социальной школьной сети принесли малые результаты.

Школьный сайт имел отдельный адрес, его внешний вид не соответствовал ресурсам школьной сети, к тому же для доступа к скрытой информации необходима была опять регистрация. Участие учащихся и педагогов в проектах и конкурсах требовало регистрации еще на ряде сайтов.

В 2011-2012 учебном году стала невозможной работа с социальной сетью Кампус (сайт был закрыт). Школа искала новый выход, но отказываться от формы организации информационного пространства не стала. Итак, организовывать необходимо было именно школьную сеть, где каждый  участник - модератор контента. У любого участника есть возможность высказаться, написать комментарий, разместить фото и видеофайлы, то есть полноценно участвовать в формировании информационного пространства школы.
И что же, опять просить всех регистрироваться? Тут на помощь и пришёл набор инструментов Google Apps для учебных заведений.
Предыдущая схема кардинально менялась.

Участнику образовательного процесса выдается готовый логин и пароль. С этими данными любой получает доступ к электронной почте, к школьной сети, создаваемой самими участниками  (её так же можно назвать социальной). Школьный сайт становится частью этого Интернет-пространства. Немаловажным преимуществом является наличие видеосервиса, так как известные ресурсы блокируются фильтрами. Теперь можно с легкостью создать коллективный блог, сайт-сообщество, поработать над документами, завести классный календарь. Возможность просмотра всех контактов в сети и создание групп по классам и параллелям облегчают процесс предоставления доступа максимально.

Практически безграничными возможностями обладает администратор сети, которых может быть несколько. Но на первоначальном этапе достаточно работы одного-двух людей. Администратор (ответственный за информационное пространство школы) регистрирует доменное имя для школы. С учетом того, что практически у каждой школы есть сайт, значит есть и доменное имя. Адрес школьного сайта - это доменное имя.
Пользователи системы - ученики, родители и педагоги. Зарегистрировать такое количество людей не составляет труда, предусмотрена пакетная загрузка данных (одним файлом можно загрузить до 500 пользователей).

Специально было решено зарегистрировать в системе родителей, надеясь на их первоначальный интерес: А что там внутри? А что я могу посмотреть? Где могу написать?
И нужно отметить, что результаты были в разы лучше, чем при предыдущей схеме (когда родитель самостоятельно регистрировался в социальной сети Кампус).
Ниже представлена диаграмма активности пользователей (по числу входов в систему).


Очень важное свойство системы - это, скажем так, “защита от потери пароля”. Администратор вправе в любое время сбросить старый пароль и установить новый или задать временный. Это очень удобно, так как любой пользователь может потерять или забыть свой пароль. Здесь главное - утвердить некоторый регламент изменения данных, чтобы не позволить посторонним людям воспользоваться чужими данными.
Вопросы безопасности являются немаловажными при построении такого типа школьного пространства. К счастью, в Google Apps предусмотрены меры безопасности. Для всех инструментов в системе определены различные уровни доступа. Сайты, блоги, календари, документы можно сделать общедоступными всему интернету, а можно открыть только для отдельных пользователей или групп пользователей. Подобные возможности есть и в обычных аккаунтах Google, разница здесь в одном - ресурс можно сделать открытым только внутри домена.

При всей открытости образовательного учреждения в сети, не нужно забывать о детях, которые не всегда соблюдают правила безопасности при работе в Интернет-пространстве. Основной сайт школы, конечно, нужно сделать открытым и доступным любому желающему, но вот сообщества классов и любая другая информация, которая может использоваться мошенниками должна быть доступна только для пользователей, зарегистрированных в Google Apps школы. Кроме этого в системе можно настраивать все службы под нужды конкретных пользователей. Например, не нужны в младших классах сервисы Документы и Сайты. Тогда их можно вовсе отключить, а оставить например одну почту. В свою очередь, можно фильтровать и входящую корреспонденцию, запретив получать письма в теме или тексте сообщения которого содержаться определенные слова. Список слов настраивается администратором.

Google Apps для образовательных учреждений - подходящий инструмент для организации взаимодействия всех участников образовательного процесса. Но изначально систему необходимо подготовить для целевых пользователей. Эта настройка ложится на плечи администраторов. И хотя справка по Google Apps есть, а внутри домена есть и пошаговое руководство, изначально можно столкнуться с небольшими трудностями.

(Продолжение следует...)