Google+

Tuesday, March 12, 2013

Зачем мне учитель, когда у меня есть Google?

В 2010 году британский педагог, исследователь мотивации школьников и автор нескольких популярных работ по педагогике Ян Гилберт выпустил книгу с интригующим названием “Зачем мне учитель, когда у меня есть Google?” Вопрос далеко не праздный, и безусловная заслуга Гилберта состоит в том, что он его поставил и нарисовал систему координат, в которой этот вопрос можно дальше обсуждать.

Гилберт начинает разговор из развенчания “Большая образовательной лжи”, которая состоит в утверждении о том, чтоо “хорошая успеваемость в школе ведет к хорошему положению во взрослой жизни”. Гилберт приводит множество примеров (и наверняка у каждого из нас их не меньшее количество) того, почему это не так. Цитата из Билла Гейтса - “меня интересуют не мозги сотрудника, а его энергия”.

Гилберт проводит анализ школьного знания и приходит к вот какой картине.
Испокон веку школьное знание воспринималось как нечто застывшее. Существовала (хотя бы теоретически) возможность выучить все знание - поскольку, зафиксированное в книгах, оно представлялось доступным, во всяком случае для тех, кто сумел получить к нему доступ. (Освоил грамоту, прошел базовые курсы, поступил в колледж и т.д.)

Сейчас Google гарантирует мне доступ к любому знанию и доступ к нему стал “демократичным” - гарантированным для всех. Так зачем же мне нужен учитель, когда у меня есть Google? По мнению Гилберта, ответ на этот вопрос зависит от того, насколько хорошим учителем вы являетесь.

Учитель, необходимость в котором в “эпоху Google” не только не отпала, но и возросла, умеет отличать “хорошее знание” от “плохого знания”, умеет самостоятельно анализировать и систематизировать его. Он способен воспитать в учащихся творчество, любознательность и коммуникативные навыки и демократизировать сам процесс обучения.