Google+

Saturday, March 29, 2014

Сайты Google для дистанционных курсов в школе: контроль и оценивание

Продолжение. Начало:

  1. Сайты Google для дистанционных курсов в школе: требования к инструментам и контенту
  2. Сайты Google для дистанционных курсов в школе: условия коммуникации и взаимодействия
  3. Сайты Google для дистанционных курсов в школе: публикация работ учащихся

Контроль за действиями учащихся

Итак нам необходимо продумать формы контроля над действиями учеников. В условиях дистанционного взаимодействия для этого есть свои возможности, в чем-то, вероятно, даже более широкие, чем в "очном" обучении.

Так, например, ни один учитель в классе не может наблюдать одновременно, как и что пишут в своих тетрадях ученики, присутствующие на уроке. Но именно такая возможность есть в синхронном дистанте, в случае, если ученики выполняют задание в документе Google и заранее предоставили доступ на чтение или комментирование для учителя. Это удобно в тех случаях, когда ученику нужна моментальная помощь или консультация: он задает вопрос на полях своего документа и тут же получает ответ от учителя прямо в документе, причем история переписки сохраняется в комментариях. Разумеется, комментарии могут быть использованы и самими учениками для общения участников группы между собой при выполнении командного задания.
В табличных документах есть возможность комментировать каждую ячейку, что особенно удобно, если коллективная таблица поделена на "зоны", в которых работают разные участники или целые команды.


 Уменьшено: 37% от [ 2146 на 1208 ] — нажмите для просмотра полного изображения


А последнее время способы комментирования на полях документов обогатились новыми возможностями:появились приложения к диску Google для голосового комментирования текстов. Об этом подробнее Комментарий вместо красной пасты?

Отсутствие визуального контроля за действиями учащихся, который доступен на уроке в классе, действительно перестало быть существенной проблемой и при работе в дистанционном режиме. Теперь учитель может непосредственно наблюдать за действиями учеников, работающих в коллективном документе, и процессом создания ими продуктов учебной деятельности. Причем это можно делать в двух режимах: как в синхронном, то есть, в момент самого действия, так и асинхронно, спустя какое-то время после окончания работы. Во втором варианте контролировать личный вклад каждого соавтора общего документа поможет история изменений (опция, имеющаяся практически во всех видах документов из Диска Google).

 Уменьшено: 45% от [ 1771 на 1154 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Ведущий принцип дистанционного обучения - опора на самостоятельную работу ученика. Поэтому и среди форм контроля появляется все больше таких, которые предполагают самостоятельное планирование учеником времени учебных занятий и самоконтроль. Например, в курсах с несколькими этапами и долгосрочными заданиями может быть очень полезной таблица продвижения, созданная с помощью табличного редактора и с доступом, открытым на редактирование для всех участников обучения.



Так как в процессе освоения работы с новым инструментов сайтов Google учитель постепенно обзаводится большим количеством сайтов, к которым он предоставил доступ учащимся, возникает проблема, как следить за обновлениями? Тут может помочь функция подписки на обновления (причем, можно подписаться как на обновления всего сайта, так и отдельных его страниц). Оповещения об обновлениях будут приходить на электронную почту владельца сайта.

 Уменьшено: 38% от [ 2083 на 1029 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Типичные ошибки

Утрата контроля над действиями учащихся - это один из рисков, к которому нужно быть готовыми и иметь в своем арсенале дополнительные возможности, для того, чтобы коммуникация с учениками не была нарушена. Прежде всего, это общение по электронной почте и при помощи сервисов обмена мгновенными текстовыми или голосовыми сообщениями.


Обратная связь

1.Оповещения через встроенный "гаджет новостей"

 Уменьшено: 66% от [ 1209 на 736 ] — нажмите для просмотра полного изображения


2.Регулярная обратная связь через "мероприятия" в календаре Google

Настройка оповещений о "событиях в календаре Google может помочь учащимся вовремя подготовить и сдать задание в срок. Учитель, регулярно делая анализ этапов или модулей, может также автоматически оповестить учеников об обновлениях блока новостей на сайте, где публикует, в том числе, отчет о проверенных работах: типичных ошибках и затруднениях, статистике ответов или результатах тестов. Оповещения с календаря приходят участникам группы на электронную почту.

 Уменьшено: 67% от [ 1180 на 510 ] — нажмите для просмотра полного изображения


3. Формирование отчетов с анализом ошибок в документах

Сам отчет формируется в текстовом документе. Пример такого анализа: Типичные ошибки в эссе учеников 10 класса “Какие навыки важны, для того чтобы стать исследователем?”. Ошибки из всех работ собираются и анализируются в одном документе, при его публикации ученикам предоставляется доступ на комментирование. 

4. Обратная связь через комментарии к страницам сайта

В случае, если ученики публикуют свои готовые продукты в комментариях к странице, учитель может оставить комментарий к каждой опубликованной работе.

 Уменьшено: 61% от [ 1311 на 981 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Оценивание в дистанционном обучении

Дистанционное обучение как никакое другое нуждается в новых видах оценивания: сопровождающим и направляющим действия ученика. Его принято называть формирующим. Принципы формирующего оценивания следующие:

  • разработка критериев оценивания на основе поставленных учебных целей;
  • отсутствие открытого сравнения результатов разных учащихся;
  • участие самих учащихся в оценивании;
  • процессный характер оценивания: оцениваются не только продукты учебной деятельности, но и процесс обучения;
  • использование электронных инструментов для оценивания;
  • документирование достижений учащихся.


Подробнее об оценивании...
Разработка критериальных таблиц

Лучше всего, когда таблицы с критериями, разработанными к самым разным видам учебной деятельности, являются продуктом коллективной деятельности учителей, вовлеченных в разработку дистанционных курсов. Они могут создаваться на разных страницах одного табличного файла. 

 Уменьшено: 77% от [ 1026 на 629 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Удобно, что и встраивать эти разные таблицы в отдельные страницы сайта возможно, так как каждая отдельная страница имеет свой уникальный адрес. Вставка в страницу сайта производится в режиме редактирования страницы. В меню выбираем Вставка - Диск - Таблица. В появившемся окне ищем поле с надписью “Или вставьте веб-адрес здесь” и туда вставляем скопированный заранее адрес конкретной страницы табличного документа. Нажимаем внизу кнопку Выбрать, после чего заканчиваем редактирование страницы, сохраняя ее.

 Уменьшено: 98% от [ 814 на 419 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Например, на корневой странице, под которыми располагаются страницы ученических потрфолио, как правило, "вывешиваются" правила заполнения и критерии их оценивания.



В связи с уже упомянутым принципом самостоятельности ученика, в курсах часто используются таблицы самооценивания. Контрольное самооценивание производится, как правило, до начала и после окончания курса.





Подробнее об инструментах оценивания с примерами:
Создаем инструменты оценивания с помощью таблиц Google

Продолжение следует...