Все чаще в профессиональных сообществах, в кругу людей, знакомых с сервисами Google, звучит вопрос: "А зачем вообще учителю нужен какой-то Google Apps?". Я бы его возвращала спрашивающему, поменяв ровно одно понятие: "А зачем учителю нужна ИОС?".
ИОС - информационно-образовательная среда. И успешность дальнейшего нашего диалога в большой степени зависит от ответа именно на этот вопрос, от того, каковы представления и ожидания самого учителя о структуре и функциях информационно-образовательной среды...
ньшено: 97% от [ 736 на 553 ] — нажмите для просмотра полного изображения
меньшено: 97% от [ 736 на 553 ] — нажмите для просмотра полного изображения
Все пять областей профессионального развития учителя, связанных с использованием информационных технологий, можно найти в этой презентации. Профессиональные компетенции учителяв эпоху информационных технологий.
Попробуем рассмотреть в этом посте, какими могут быть потребности учителя в функционале ИОС.
Подготовка к урокам
Спросим любого коллегу и он ответит, что подготовка к урокам, особенно в условиях доступного Интернета, во-первых, занимает львиную долю рабочего времени, во-вторых, действительно, одна из самых актуальных каждодневных проблем-задач. Где собирать полезные ссылки, где хранить материалы к уроку, как их каталогизировать, как обновлять, как осуществлять навигацию и поиск, чтобы потом самому не заблудиться в личных папках? И еще много подобных вопросов можно задать, описывая эти самые потребности в некой рабочей среде.
Дополнительное требование к такой среде - как раз - "облачность" - доступность из любой точки, из школы или дома.
Еще одно - возможность коллективной распределенной работы и обмена с коллегами из своей школы, а может быть, и другими сетевыми соавторами. Никого сегодня уже не удивишь электронным конспектом, тезисами лекций, приготовленными учителем для "расшаривания" со своими учениками, но для этого и нужны специальные инструменты...
Подробнее о возможностях сервисов Google для подготовки к урокам:
Google Docs для создания "общей тетради"
Google Docs для создания "общей тетради"-2. Таблицы
Google Docs для создания коллективной презентации
Разработка учебных материалов
Этой потребности, наверное, столько же лет, сколько, вообще, существует школа. Несмотря на все учебники и пособия, учитель, стремясь разъяснить и показать лучше, нагляднее, вечерами готовит свои материалы: бумажные карточки ли, плакаты ли, или учебные материалы в цифровом виде. В любом случае, здесь нужны простые и доступные инструменты с достаточным набором автофигур, с возможностью редактирования текстов, иногда - с функционалом для анимации, почти всегда - с возможностью импорта картинок, видео и других медиаресурсов.
Учителю нужны и новые функции у веб-инструментов для разработки материалов - обеспечение интерактивного взаимодействия с учениками для совместной работы в группах, для взаимного комментирования и оценивания. Списки и каталоги таких свободных (бесплатных) сервисов можно найти практически на любом профессиональном ресурсе Сети.Один из примеров.
Все это означает, что наша школьная ИОС должна быть открыта для интеграции с любыми образовательными веб-сервисами, предлагая возможности для "встраивания" внешних объектов, для свободного оперирования ими (внесения правок, доработки и т.д.).
Немаловажный вопрос этого раздела - вопрос качества разрабатываемых материалов, их аннотирования и использования материалов других авторов. И опять он может решаться только за счет доступа к открытым образовательным ресурсам, за счет возможностей коллективного авторства. Подробнее об этом...
Также смотреть Персональная учебная среда учителя. Средства совместной деятельности
Организация учебного процесса
Следующей архиважной задачей будет организация обучения, в какой бы форме оно не осуществлялось. Это может быть и урок 1:1, и урок в модели BYOD, и дистантный урок, и даже урок "вне классной комнаты", как и учебный проект на внеклассных часах... Не говоря уже об организации самостоятельной работы ученика дома. Для всех таких учебных активностей нужна комфортная и безопасная учебная среда с базовым набором функций, к которым относится: возможность структурирования учебного материала, организация навигации по сайту, удобство размещения ссылок на ресурсы, простота обеспечения совместного доступа и отслеживания информации о действиях учащегося на сайте (см. подробнее).
Довольно давно сформулирована задача о необходимости выстраивания индивидуальной образовательной траектории в процессе обучения для каждого ученика. Но пока еще для учителя она остается красивой метафорой, нежели практическим руководством: при имеющемся у нас наборе средств в классно-урочной традиции, решить эту задачу трудно. Необходимы новые средства и иные способы организации учебной деятельности.
Трудность состоит в том, что "индивидуальность" здесь не сводится к индивидуальным формам работы учителя с учеником или особых заданиях для каждого учащегося. Получается своеобразный парадокс: чтобы индивидуализировать учебную траекторию, нужно сделать процесс обучения более социальным, т.е. по-настоящему коллективным.
В привычных рамках мы хорошо умеем транслировать обобщенное и усредненное знание, но умеем ли мы также хорошо организовывать присвоение знания учеником, получения им "личного знания" и порождение нового знания?
Можем ли мы найти какие-то решения этой проблемы, используя расширенные возможности современной информационной среды и современные инструменты для общения и совместной работы?
Побег из классной комнаты. Изменение оргформ
О возможностях Google Sites в качестве среды обучения:
Об использовании сервиса Google Sites для организации обучения.
Об использовании сервиса Google Sites для организации обучения. Модель 1
Об использовании сервиса Google Sites для организации обучения. Модель 2
Об использовании сервиса Google Sites для организации обучения. Модель 3
Использовать Google Sites для распространения идей и технологий
Оценивание работы учащихся
Во-первых, представление об ИОС школы необходимо вывести за рамки "уже освоенного" электронного журнала, иначе наш диалог упрется в тупиковое "у нас уже есть одна электронная среда, а вторую не смогут освоить ни учителя, ни администрация". Поясню, почему это тупик в коммуникации...
Электронный журнал - это оболочка с разным набором функционала, отличающегося для разных платформ. Обзор разных решений от Михаила Кушнира.
Здесь стоит внимательно прочитать вывод специаиста по ЭЖ, каким является Михаил:
Подходы разработчиков ЭЖ к их архитектуре в большей степени зависят от двух параметров: общепринятой системы оценивания и структуры отчетов, которые должны уходить"наверх". Традиционное балльное оценивание, в каких бы шкалах оно не выражалось: пятибалльной, десятибалльной или процентной, согласитесь, предопределяет устройство ЭЖ в виде таблиц с цифрами. Любые словесные комментарии к этим цифрам - "лирика", которая еще может рассматриваться как дополнение к оценке, то есть, в качестве обратной связи, но никак не может собираться в отчеты, заслуживающие рассмотрения в качестве аттестационных показателей. Не любые тексты формализуются, особенно те, что созданы вне рамок заданных заранее критериев... Не будем сбрасывать со счета и ту преемственность в функционале, которая обязательно проявит себя при переходе от "деревянных" журналов к электронным. В понимании учителя журнал - место учета: посещаемости, прилежания, академических результатов ученика. Для того, чтобы учитель начал рассматривать электронную среду более широко, у него должны быть специфические запросы к этой среде. Например, в разворачивании формирующего, поддерживающего оценивания, одной из самых разработанных и перспективных форм которого является электронное портфолио ученика. Об этом перевод статьи Керна Келли Цифровые портфолио учащихся в среде Google Apps, сделанный Борисом Ярмаховым.
Участие во внутришкольном информационном обмене и документообороте
Два самых важных критерия для определения функционала ИОС в этой области - удобство (куда входит и безопасность) и возможности коллективной работы. Подразумевая, что с помощью наличного функционала будет решаться самый широкий спектр задач школы, мы обязаны думать об организации взаимодействия, о вовлечении всех сотрудников, о принятии внутришкольных правил и о следовании им. Это те условия, относящиеся к культуре школы, которые обеспечивает не только сама среда, но и люди, управляющие ею.
А регламенты, форматы, способы - они нарабатываются со временем...
Не буду здесь перечислять все типы документов и школьной отчетности, скажу только, что работа с ними может быть оптимизирована, упрощена.
Подробнее здесь...
Общение с родителями и социумом
Понятно, что ни школьная корпоративная почта, ни образовательные блоги, которые учителя открывают для того, чтобы сделать свою работу более открытой для родителей, не могут оставаться лишь средством внутришкольного общения. Понятно, что функционально они поддерживают механизмы вещания и интерактивного взаимодействия школы и социума. Но, что представляется боле важным, здесь начинает работать и механизм вовлечения представителей этого самого социума в жизнь школы, что открывает для нее новые ресурсы. Подробнее Как организовать взаимодействие разных "групп по интересам"
Есть еще одна особая область профессиональных потребностей учителя и связанный с ней функционал школьной ИОС, о чем мне бы хотелось поговорить отдельно. Это профессиональное развитие учителей, и о нем будет следующий пост...
Материалы по теме
Компетенции учителя в эпоху информационных технологий: сопровождение учащегося в информационной среде
Эта статья опубликована в Образовательной Галактике INTEL, перепост автора.
ИОС - информационно-образовательная среда. И успешность дальнейшего нашего диалога в большой степени зависит от ответа именно на этот вопрос, от того, каковы представления и ожидания самого учителя о структуре и функциях информационно-образовательной среды...
ньшено: 97% от [ 736 на 553 ] — нажмите для просмотра полного изображения
меньшено: 97% от [ 736 на 553 ] — нажмите для просмотра полного изображения
Все пять областей профессионального развития учителя, связанных с использованием информационных технологий, можно найти в этой презентации. Профессиональные компетенции учителяв эпоху информационных технологий.
Попробуем рассмотреть в этом посте, какими могут быть потребности учителя в функционале ИОС.
Подготовка к урокам
Спросим любого коллегу и он ответит, что подготовка к урокам, особенно в условиях доступного Интернета, во-первых, занимает львиную долю рабочего времени, во-вторых, действительно, одна из самых актуальных каждодневных проблем-задач. Где собирать полезные ссылки, где хранить материалы к уроку, как их каталогизировать, как обновлять, как осуществлять навигацию и поиск, чтобы потом самому не заблудиться в личных папках? И еще много подобных вопросов можно задать, описывая эти самые потребности в некой рабочей среде.
Дополнительное требование к такой среде - как раз - "облачность" - доступность из любой точки, из школы или дома.
Еще одно - возможность коллективной распределенной работы и обмена с коллегами из своей школы, а может быть, и другими сетевыми соавторами. Никого сегодня уже не удивишь электронным конспектом, тезисами лекций, приготовленными учителем для "расшаривания" со своими учениками, но для этого и нужны специальные инструменты...
Подробнее о возможностях сервисов Google для подготовки к урокам:
Google Docs для создания "общей тетради"
Google Docs для создания "общей тетради"-2. Таблицы
Google Docs для создания коллективной презентации
Разработка учебных материалов
Этой потребности, наверное, столько же лет, сколько, вообще, существует школа. Несмотря на все учебники и пособия, учитель, стремясь разъяснить и показать лучше, нагляднее, вечерами готовит свои материалы: бумажные карточки ли, плакаты ли, или учебные материалы в цифровом виде. В любом случае, здесь нужны простые и доступные инструменты с достаточным набором автофигур, с возможностью редактирования текстов, иногда - с функционалом для анимации, почти всегда - с возможностью импорта картинок, видео и других медиаресурсов.
Учителю нужны и новые функции у веб-инструментов для разработки материалов - обеспечение интерактивного взаимодействия с учениками для совместной работы в группах, для взаимного комментирования и оценивания. Списки и каталоги таких свободных (бесплатных) сервисов можно найти практически на любом профессиональном ресурсе Сети.Один из примеров.
Все это означает, что наша школьная ИОС должна быть открыта для интеграции с любыми образовательными веб-сервисами, предлагая возможности для "встраивания" внешних объектов, для свободного оперирования ими (внесения правок, доработки и т.д.).
Немаловажный вопрос этого раздела - вопрос качества разрабатываемых материалов, их аннотирования и использования материалов других авторов. И опять он может решаться только за счет доступа к открытым образовательным ресурсам, за счет возможностей коллективного авторства. Подробнее об этом...
Также смотреть Персональная учебная среда учителя. Средства совместной деятельности
Организация учебного процесса
Следующей архиважной задачей будет организация обучения, в какой бы форме оно не осуществлялось. Это может быть и урок 1:1, и урок в модели BYOD, и дистантный урок, и даже урок "вне классной комнаты", как и учебный проект на внеклассных часах... Не говоря уже об организации самостоятельной работы ученика дома. Для всех таких учебных активностей нужна комфортная и безопасная учебная среда с базовым набором функций, к которым относится: возможность структурирования учебного материала, организация навигации по сайту, удобство размещения ссылок на ресурсы, простота обеспечения совместного доступа и отслеживания информации о действиях учащегося на сайте (см. подробнее).
Довольно давно сформулирована задача о необходимости выстраивания индивидуальной образовательной траектории в процессе обучения для каждого ученика. Но пока еще для учителя она остается красивой метафорой, нежели практическим руководством: при имеющемся у нас наборе средств в классно-урочной традиции, решить эту задачу трудно. Необходимы новые средства и иные способы организации учебной деятельности.
Трудность состоит в том, что "индивидуальность" здесь не сводится к индивидуальным формам работы учителя с учеником или особых заданиях для каждого учащегося. Получается своеобразный парадокс: чтобы индивидуализировать учебную траекторию, нужно сделать процесс обучения более социальным, т.е. по-настоящему коллективным.
В привычных рамках мы хорошо умеем транслировать обобщенное и усредненное знание, но умеем ли мы также хорошо организовывать присвоение знания учеником, получения им "личного знания" и порождение нового знания?
Можем ли мы найти какие-то решения этой проблемы, используя расширенные возможности современной информационной среды и современные инструменты для общения и совместной работы?
Побег из классной комнаты. Изменение оргформ
О возможностях Google Sites в качестве среды обучения:
Об использовании сервиса Google Sites для организации обучения.
Об использовании сервиса Google Sites для организации обучения. Модель 1
Об использовании сервиса Google Sites для организации обучения. Модель 2
Об использовании сервиса Google Sites для организации обучения. Модель 3
Использовать Google Sites для распространения идей и технологий
Оценивание работы учащихся
Во-первых, представление об ИОС школы необходимо вывести за рамки "уже освоенного" электронного журнала, иначе наш диалог упрется в тупиковое "у нас уже есть одна электронная среда, а вторую не смогут освоить ни учителя, ни администрация". Поясню, почему это тупик в коммуникации...
Электронный журнал - это оболочка с разным набором функционала, отличающегося для разных платформ. Обзор разных решений от Михаила Кушнира.
Здесь стоит внимательно прочитать вывод специаиста по ЭЖ, каким является Михаил:
Цитата
Архитектура ИОС школы сильно влияет на удобство ее эксплуатации и, что важнее, на ее дальнейшее развитие. Однако недостаток квалификации провоцирует на выбор больших универсальных монстров, покрывающих максимально широко все ИТ проблемы. А это влечет неэффективную трату сил и средств, приводит к стагнации дальнейшего развития. Рассматривая любые ИТ системы, стоит иметь в виду перспективу развития своего выбора уже на старте. И не забывать, что ИТ развивается с сумасшедшей скоростью.
Подходы разработчиков ЭЖ к их архитектуре в большей степени зависят от двух параметров: общепринятой системы оценивания и структуры отчетов, которые должны уходить"наверх". Традиционное балльное оценивание, в каких бы шкалах оно не выражалось: пятибалльной, десятибалльной или процентной, согласитесь, предопределяет устройство ЭЖ в виде таблиц с цифрами. Любые словесные комментарии к этим цифрам - "лирика", которая еще может рассматриваться как дополнение к оценке, то есть, в качестве обратной связи, но никак не может собираться в отчеты, заслуживающие рассмотрения в качестве аттестационных показателей. Не любые тексты формализуются, особенно те, что созданы вне рамок заданных заранее критериев... Не будем сбрасывать со счета и ту преемственность в функционале, которая обязательно проявит себя при переходе от "деревянных" журналов к электронным. В понимании учителя журнал - место учета: посещаемости, прилежания, академических результатов ученика. Для того, чтобы учитель начал рассматривать электронную среду более широко, у него должны быть специфические запросы к этой среде. Например, в разворачивании формирующего, поддерживающего оценивания, одной из самых разработанных и перспективных форм которого является электронное портфолио ученика. Об этом перевод статьи Керна Келли Цифровые портфолио учащихся в среде Google Apps, сделанный Борисом Ярмаховым.
Участие во внутришкольном информационном обмене и документообороте
Два самых важных критерия для определения функционала ИОС в этой области - удобство (куда входит и безопасность) и возможности коллективной работы. Подразумевая, что с помощью наличного функционала будет решаться самый широкий спектр задач школы, мы обязаны думать об организации взаимодействия, о вовлечении всех сотрудников, о принятии внутришкольных правил и о следовании им. Это те условия, относящиеся к культуре школы, которые обеспечивает не только сама среда, но и люди, управляющие ею.
А регламенты, форматы, способы - они нарабатываются со временем...
Не буду здесь перечислять все типы документов и школьной отчетности, скажу только, что работа с ними может быть оптимизирована, упрощена.
Подробнее здесь...
Общение с родителями и социумом
Понятно, что ни школьная корпоративная почта, ни образовательные блоги, которые учителя открывают для того, чтобы сделать свою работу более открытой для родителей, не могут оставаться лишь средством внутришкольного общения. Понятно, что функционально они поддерживают механизмы вещания и интерактивного взаимодействия школы и социума. Но, что представляется боле важным, здесь начинает работать и механизм вовлечения представителей этого самого социума в жизнь школы, что открывает для нее новые ресурсы. Подробнее Как организовать взаимодействие разных "групп по интересам"
Есть еще одна особая область профессиональных потребностей учителя и связанный с ней функционал школьной ИОС, о чем мне бы хотелось поговорить отдельно. Это профессиональное развитие учителей, и о нем будет следующий пост...
Материалы по теме
Компетенции учителя в эпоху информационных технологий: сопровождение учащегося в информационной среде
Эта статья опубликована в Образовательной Галактике INTEL, перепост автора.