Google+

Monday, April 8, 2013

Возможности сетевой мастерской в разработке заданий по функциональному чтению.



Сетевая мастерская “Текст, текст, текст...”, подготовленная и проведенная на портале “Образовательная Галактика INTEL” (http://edugalaxy.intel.ru/) — пример такой формы обучения учителей, продуктом которой являются цифровые материалы, предназначенные для развития навыков функционального чтения.

Все участники мастерской участвуют в ней в дистантном режиме, регистрируясь и разделяя цели, задачи, а также принимая правила поведения в сетевом сообществе. Это сообщество объединяет участников лишь на определенное время (в данном случае, на полтора месяца) для достижения определенных образовательных целей:



  • Научиться разбираться в типологии заданий на разные уровни понимания текста; научиться отбирать и адаптировать тексты разных видов и жанров для создания интерактивных упражнений; 
  • овладеть конкретными практическими приемами по составлению заданий, направленных на развитие функциональной грамотности; 
  • выяснить в коллективных обсуждениях, в каких учебных ситуациях и для чего могут быть использованы задания такого типа; 
  • получить импульс к новому творчеству, расширить круг общения. 

К участию в мастерской приглашались учителя любых учебных предметов, работающие на разных ступенях обучения, т.е. без каких-либо ограничений. По мнению автора, работы в таких смешанных коллективах участников способствует процессу генерирования идей, проявлению индивидуальности каждого, большей свободе самовыражения, чем в “однородных” группах, где, совместно работают, например, только филологи.


Мастерская была организована как последовательность коротких этапов, на каждом из которых предлагается разработать задание определенного типа со сплошными и несплошными текстами. Участникам были предложены общие темы и идеи для проектирования заданий, а также ссылки на источники материалов по каждой теме. Способы разработки заданий и инструменты для их создания — тот коллективный продукт, которым, как предполагалось, будут обмениваться участники в ходе мастерской.

Объем заданий на каждом этапе небольшой, что позволяет легко совмещать участие в сетевой мастерской с продуктивной работой в школе. Все разработанные задания публикуются участниками в коллективной таблице, созданной при помощи сервиса GoogleDrive. Смысл публикации вариантов заданий и открытого обсуждения состоит в овладении приемами разработки заданий, в уточнении своих представлений об условиях и границах их применения. Публикация вариантов заданий сопровождается коллективным обсуждением на форуме, в процессе которого каждый участник может выразить свое одобрение работе другого при помощи специальных инструментов голосования.

Названия этапов мастерской:
  1. ВЕРНО-НЕВЕРНО 
  2. ЭТИ ЗАГАДОЧНЫЕ ПРОПУСКИ! 
  3. ЕСТЬ БИЛЕТ НА БАЛЕТ ИЛИ ЧТО ТАИТСЯ В МЕЛКОМ ШРИФТЕ? 
  4. ЧИТАЕМ ГРАФИКИ 
  5. ТЕКСТ НА УПАКОВКЕ 
  6. СЖИМАТЬ ТЕКСТЫ - ЗАЧЕМ? 
  7. МЕТАФОРА ДЛЯ ПОНИМАНИЯ? 

По этим названиям видно, что каждый этап мастерской посвящен работе с текстами разного формата, кроме того, на каждом этапе участникам предлагается разработать задание по определенной схеме, правилу или с использованием какого-то веб-инструмента: текстового редактора Google, рисунков Google, а также сервиса http://learningapps.org/ для разработки интерактивных приложений.

Если серьезно подходить к составлению заданий на функциональную грамотность, то необходимо начинать с различения типов заданий: какую цель они преследуют, какой уровень понимания текста закрепляют или проверяют? Для тех участников, кто впервые знакомится с темой функционального чтения, были рекомендованы методические материалы и примеры заданий из числа, так называемых, “лучших практик”.

Приведем несколько примеров, поясняющих суть работы на отдельном этапе мастерской. Один из начальных уровней понимания текста - поиск в тексте конкретной информации. Подчеркнем, поиск не ключевых слов, не выражений, не частей речи или слов в той или иной грамматической форме, а поиск - в значении понимания, распознавания смысла. Такие задания — на выбор альтернатив — широко используются в экзаменах и тестах, например, в тестах PET (Preliminary English Test). На первом этапе участникам предлагается разработать задание со сплошным текстом именно этого типа. Они могут пригодиться для того, чтобы помочь ученику разобрать конкретный, сложный для понимания текст: учитель с помощью инструмента "ВЕРНО-НЕВЕРНО" обрабатывает важные или трудные для понимания места в тексте, и затем предлагает ответить на эти вопросы ученикам.

На втором этапе участникам предлагалось совершенствоваться в методике работы с текстами, называемой "текст с пропусками". Эта довольно распространенная методика, применяемая при разработке тестов, помогает выявлять уровень развития речи учеников, продуктивность ассоциаций и процессов понимания. Задания можно предлагать для работы с понятиями и определениями. Интересно, что как раз уровень сложности для задачи — проверки понимания смысла — учителя задавали сами. Одни и те же инструменты использовались ими по-разному. Вначале могло показаться, что эти инструменты довольно примитивны, т.е. не дают возможности составления интересных заданий. Но результаты работы участников доказывают, что это не так. Конечно, если использовать в таблице "верно-неверно" те же формулировки, без изменений, что даны в тексте, то задание будет примитивным — на поиск точных совпадений. Но если попробовать перефразировать исходный текст, то решать такое задание становится труднее и интереснее! А уж использование синонимов, антонимов, иносказаний, пословиц с аналогичным смыслом при конструировании "верных-неверных утверждений", без всякого сомнения, только украшает задания.

Особое отличие описываемой мастерской состояло в отборе текстов. Несколько этапов предполагали разработку заданий из “сырых материалов” — несплошных текстов самого разного происхождения. Во-первых, это тексты, содержащие т.н. “мелкий шрифт” (например, театральные билеты, реклама, упаковки товаров и продуктов). Во-вторых, это инфографика – графическая форма представления больших объемов информации, к которой наряду с абзацами сплошного текста относятся разнообразные картинки, схемы, таблицы, "ленты времени", круговые и столбчатые диаграммы и т.д. И те и другие тексты очень редко используются учителями в реальной школьной практике, если не сказать больше – не используются совсем. Чтение информации, представленной в визуальной форме, может вызывать сложности у учеников. Не менее важной представляется задача преобразования учеником информации из одного вида в другой. Пока еще заданий такого рода немного в нашем учительском багаже.

Вернемся к содержанию этапов мастерской. Учителя получали задание-инструкцию, которую от начала до конца должны были выполнить самостоятельно. Особую задачу составлял поиск и отбор текстов. Для отбора текстов были рекомендованы возможные источники текстов: школьные учебники, художественная литература, рекламные сайты (например, http://www.potrebitely.ru/), туристические и новостные порталы, кулинарные сайты (например http://www.good-cook.ru/), сайты научно-популярных журналов, такие как http://www.membrana.ru/, http://www.popmech.ru/,http://www.nat-geo.ru, и то, что может у каждого найтись дома, буквально, под рукой: этикетки, упаковки товаров, рекламные постеры и т.д. Источник "всякого сора" у каждого оказался свой: было очень интересно знакомиться с каждой публикуемой работой. Но еще важнее то, что поиск материала для этих этапов оказался связан с кругом интересов участников, и не только профессиональных, поэтому и мотивация к тщательной работе над составлением заданий была повышенной. По этому поводу не лишним будет привести мнение одной коллеги о новом для нее опыте: “Спасибо за удивительный набор идей на прозаические темы”.

Поскольку участникам был предоставлен учебный материал и оказывалась поддержка в виде обсуждения и комментирования самостоятельно выполняемых ими работ, основные надежды возлагались на то, что учителя смогут связать теоретические представления с новыми практическими умениями. Эти надежды полностью оправдались: участники совместными усилиями выделили смысл и пользу подобных заданий по работе с текстом. По их мнению задания такого типа:

  • развивают когнитивные компетенции учащихся; 
  • активизируют познавательную мыслительную деятельность; 
  • развивают навыки самообучения; 
  • способствуют формированию УУД (универсальных учебных действий). 
  • позволяют в нестандартной форме знакомиться с новым содержанием; 
  • развивают способность выделять основную мысль текста; 
  • помогают анализировать текст с разных позиций, оценивать информацию; 
  • помогают осваивать новые понятия; 
  • учат работать с иноязычным текстом, используя разные стратегии; 
  • дают возможность понять текст, обратить внимание на отдельные 
  • компоненты текста как системы, стать участником событий текста, 
  • предъявить свой субъектный опыт; 
  • позволяют акцентировать внимание на недостатке знаний (терминов, теорий, фактического материала) и т.д. 
В завершение хотелось бы привести цитату из комментариев одной участницы на заключительном шаге мастерской — этапе групповой рефлексии: “Составляя задания, поняла, что это очень интересно, совсем не просто и полезно для собственного развития. Прочитав работы участников мастерской, поняла, как мало знаю, как много интересного знают и применяют другие. Поэтому и текст выбрала о краудсорсинге, мне кажется, наши занятия – вариант успешного применения этой социальной технологии для решения общей задачи.”

Людмила Рождественская, образовательный технолог TKVG,
тренер проекта DigiTiiger по обучению учителей,
сертифицированный учитель Google, Эстония