Google+

Friday, May 20, 2011

Google Teacher Academy - Сидней, апрель 2011

В апреле 2011 года мне довелось побывать на заседании Академии учителей Google в Сиднее. Одним из самых активно обсуждаемых вопросов было использование решений Google Apps для построения информационной инфраструктуры школы - что становится все более актуальным в связи с распространением модели "1 ученик : 1 компьютер".


Google Apps представляют собой, по сути, целый пакет сервисов Google, который может быть развернут на домене пользователя – в частности, образовательного учреждения. Если образовательное учреждение решает развернуть свою информационную инфраструктуру на базе Goole Apps, то оно сможет предоставить каждому своему учащемуся аккаунт Goole Apps и все возможности, которые он предоставляет – ящик электронной почты, собственный блог, доступ к документам совместного редактирования и многое другое.

Концептуальным выступлением по этому вопросу на Академии Google отметился Керн Келли, сетевой администратор школьного округа в штате Мейн из США – того самого штата, который раньше всех перешел на модель «1 ученик : 1 компьютер». Он рассказал о своем понимании образовательной философии, стоящей за Google Apps, и был весьма убедителен в том, что построение информационной инфраструктуры школы на решении Google Apps – это, пожалуй, наиболее «дружественное» для концепции «1:1» решение.

В основе Google Apps лежит принцип модульного построения инфаструктуры. Школа, переходящая на Google Apps, предоставляет всем пользователям «джентельменский набор» сервисов, за которыми они себя начинают чувствовать «как за каменной стеной» и который может быть расширен – до максимальных пределов – в зависимости от потребностей пользователей и сноровки школьного администратора. В джентльменский набор входят
-Почта – по внешнему виду и функциональности идентичная с Gmail
Документы, таблицы и презентации Google
-Google группы, незаменимые при организации коллективной и групповой работы
-Google календарь, который удивительно хорош своими возможностями командного использования и интеграцией с мобильными приложениями
-Google сайты, представляющие собой Google вариант вики среды
-Google Video – что является весьма существенным в тех ситуациях, когда Youtube заблокирован

Настройками администратора все базовые сервисы можно сделать доступными только для пользователей внутри домена – что может оказаться весьма существенным, если речь идет, например, о школьниках начальных и средних классов. С одной стороны, они находятся в сети, приобретают необходимый опыт сетевого взаимодействия и коллективной работы, с другой стороны – они не подвержены тому сетевому давлению и соблазнам, которые испытывают пользователи Интернета, находящиеся в открытом плавании. Но что же дальше? Дальше мы начинаем расширять базовую комплектацию Google Apps модулями - «кирпичиками», которые позволят нам решать конкретные образовательные задачи.

Модуль «Электронный учебник» в среде Google Apps может быть собран самыми разными способами. Прежде всего, любой пользователь Google Apps является полноправным владельцем Google аккаунта и может бесплатно пользоваться любой из более 10 миллионов оцифрованных книг с помощью сервиса http://books.google.com/. Очень полезной является возможность создать собственную книжную полку и «складывать» на нее как уже прочитанные, так и подобранные по определенной теме книги. К слову, если вы сами являетесь автором изданной книги или пособия и хотели бы сделать ее доступной с помощью сервиса Книги Google – это вполне можно сделать, предоставив компании pdf файл, если это, конечно, не противоречит авторским правам.

Другой симпатичной возможностью создания учебника в среде Google является использование сайта Google (внутри домена Google Apps такая возможность предоставляется автоматически). Вот, например, симпатичный пример такого учебника. Большим плюсом этого подхода является то, что создавать такой учебник учитель может вместе с учащимися.

Еще одним стилистическим вариантом создания своего электронного учебника является вариант организации его в среде дистанционного обучения – то есть таким образом, чтобы ученик не имел возможности править текст учебника, но чтобы у учителя была возможность тестировать усвоение учащимся материала модуля, создавать форумы для обсуждения пройденных тем и делать другие, понятные с точки зрения традиционного учебного процесса, вещи. Для этого в Google Apps есть возможность подключения собственной, «гугловской» среды дистанционного обучения – она называется Haiku и находится в галерее бесплатных приложений к Google Apps.

Ну и, наконец, самое новейшее решение в области создания электронных учебников в среде Google – это приложение для мобильных устройств, работающих на операционной системе Андроид – Course Smart http://www.coursesmart.com/go/mobile, благодаря которому школьник сможет носить весь комплект своих учебников на своем мобильном телефоне.



Второй подключаемый к Google Apps модуль – это «Электронный дневник». С грустью наблюдая за тем, что происходит в стране в области разработки и попыток внедрения в школы электронных дневников, так и хочется воскликнуть, перефразируя гоголевского персонажа – «тому не нужно ходить за электронным дневником, у кого таблицы Google за плечами». И в самом деле, для того, чтобы соорудить простое и надежное средство, с помощью которого отметки будут заноситься в ячейки, и все это будет представляться в разном виде различным группам пользователей с различными уровнями доступа – трудно представить что-либо более простое и надежное, чем встроенные в Google Apps таблицы.

Пользуясь этим средством, учитель может сконфигурировать таблицы на режим автоматического заполнения, используя надстройку к таблицам Flubaroo. Может использовать данные электронного дневника для разностороннего анализа и визуализации динамики успеваемости, используя встроенные редакторы диаграмм – вплоть до мощнейших Google Motion Charts, доставшихся Гуглу от самого гуру современной визуализации Ханса Розлинга.



А можно превратить электронный дневник из пыльного «кондуита» в настоящий «центр управления полетом», используя для этого надстройку к электронным таблицам Hapara - http://hapara.com/. С помощью этого пульта всегда можно видеть промежуточные результаты работы учащегося, но, не «шпионя» за его рабочим столом, а получая информацию о том, в работе над какими документами и насколько успешно он принял участие за последнее время. Одним словом, возможности здесь огромные – и не только в направлении представления «в цифре» всем набивших оскомину классных журналов, но и в направлении создания среды совместного управления учебным процессом учителем и учащимся. Единственный вообразимый недостаток электронного дневника, построенного на основе таблиц Google – с точки зрения печальных реалий отечественного образования – это его полная и абсолютная бесплатность ;(

Модуль «Проектная работа и электронные портфолио». Как справедливо заметил на сессии Академии «одинодинец» из штата Мейн Керн Келли, мы живем в то время, когда «высеченные в камне» учебники и классные журналы с рядами циферок потихоньку уходят в небытие по причине своей педагогической несостоятельности, а на первый план выходит совместная проектная работа и электронные портфолио – как способ оценивания работы школьника.

В этом проявляется, например, различие подходов, заложенных в Google Apps и Moodle. Moodle основывается на традиционной схеме организации информационного поля обучения. Учитель – информационный центр, он – хозяин всего знания. Дело ученика – приобщаться к этому знанию и правильно отвечать на вопросы тестов. Google Apps построены на другом подходе. Они представляют такую же реальную (хотя и защищенную фильтрами и целой системой безопасности и автоматического сохранения данных) среду совместной сетевой деятельности. В них тоже можно конструировать тесты, но их основное преимущество в том, что продукты всей деятельности школьника могут быть увязаны в электронное портфолио, с которым он может смело отправляться в «большой мир» после окончания школы.