Google+

Sunday, October 16, 2011

О лабораторной работе по химии, тьюторах и коллективном образовательном продукте...

Нетбуки меняют жизнь, меняют методику подготовки и, конечно, технологию проведения занятий. Итак, в конце сентября вступили в эксперимент девятые классы нашей гимназии под руководством учителя химии высшей категории Натальи Викторовны Щербатых. Освоили Google-документы, постепенно адаптировались к мысли, что по-старому не будет, но пока не нашли ответа на вопрос: «А как будет по-новому?»

И вот первая практическая работа «Влияние различных факторов на скорость химических реакций» по химии в 9 классе…

Был подготовлен в виде Google-документа шаблон для выполнения практической работы. Практическая работа включала четыре опыта:

Опыт 1. Влияние природы реагирующих веществ

Опыт 2. Влияние поверхности соприкосновения реагирующих веществ

Опыт 3. Влияние температуры

Опыт 4. Влияние катализатора

Для каждого из опытов запланировано несколько вариантов его проведения.

Но какова роль нетбуков в ходе ее выполнения? Ведь на уроках химии особые требования к технике безопасности. Но очень хотелось после лабораторных работ по физике использовать возможности Web-камеры!

Выход был найден. Были назначены тьюторы (Зубарев Тимофей, Колесников Кирилл, Ланеева Мария), которые проделали данную работу до начала занятия.

В ходе выполнения работы ребята следили за выполнением правил техники безопасности, помогали работать с видео и фото. Чувствовали себя настоящими помощниками! Спасибо вам огромное, ребята!


Таким образом, учащиеся проводили эксперимент и в Google-документе описывали ход проведения опыта, фиксировали результаты наблюдения за изменением скорости химической реакции, вставляли фотографии в отчет. Каждая группа должна была создать видеофайл с демонстрацией определенного опыта.


Что получилось?

Отчеты, подготовленные учащимися:

Пример 1.

Пример 2.

В каждом примере – свое видение (при одинаковых результатах). Было очень полезно просмотреть работы и своего варианта (сравнить!) и, естественно, других. Таким образом, школьниками создан уникальный банк описания различных способов ускорения различных химических реакций. И теперь все это в копилке учащихся. А как это будет востребовано при сдаче ГИА и, тем более, ЕГЭ, поскольку информация имеет право забываться…

Мы еще раз увидели преимущества коллективного создания образовательного контента самими учащимися, осознание ими социальной роли учащегося в процессе такой работы и общественной значимости результатов своего труда, личного вклада в общее дело. Это очень важный воспитательный момент, работающий и на сплочение коллектива, и на формирование адекватной самооценки у школьников.

Кроме того, нельзя не сказать о коллекции созданных видеоопытов. Пока качественных результатов не получено. Нужно, как говорится, «набить руку»…

Пример 1. (В Google-документах)


Выводы:

Чисто специфический момент. В процессе видеозаписи опыта выявилось, что все-таки некоторые ребята нарушили правила техники безопасности (хотя значительно меньше, чем обычно!)… А у учителя теперь – доказательство ;-)!

Пример 2. (Берут руками мел!... Но очень стараются!...)



При загрузке видеофайла с опытом необходимо делать его описание. Это всплыло по ходу выполнения лабораторной работы.

Нужно срочно научить ребят систематизировать документы в своих коллекциях и по степени важности документа, и по предметным областям, и по авторскому признаку...

Но в целом, и результаты, а самое главное настроение – положительное! Что говорили девятиклассники?

«Очень доволен. Хочу еще!».
«Мне нравится, это удобнее, чем писать в тетради».«Очень необычно и интересно! Очень понравилось!»«Первая работа с нетбуками прошла успешно, очень современно и интересно!»«Было интереснее, чем простая лабораторная работа. Будет здорово провести такую работу еще».

Поиск методических идей продолжается…