Есть первые выводы. Наверное, они слишком очевидны, но все равно хочется о них написать. Причем не только на эмоциональном уровне, поскольку одними эмоциями («Ах, как здорово!» - хотя действительно ЗДОРОВО, «ВСЕ ученики работали!» - хотя, действительно, ВСЕ РАБОТАЛИ…) НАШЕМУ ДЕЛУ не поможешь. Ведь сегодня за школьной партой сидит ученый, врач, учитель. журналист, политик и т.п. XXI века. А в учебном процессе в школе уже десятилетия НИЧЕГО не меняется, к огромному сожалению.
Школьный учитель, в большинстве своем, по-прежнему выполняет ТОЛЬКО программу-минимум. Сегодня это подготовка к ЕГЭ, который фактически подменил даже государственный образовательный стандарт. А как же с программой-максимум? Как же те отдаленные цели, фундамент для достижения которых должен формироваться в школе?
Особенно хочется сказать о формировании научного мировоззрения школьников. Как они воспринимают окружающий мир? Как они познают его? Когда я спрашиваю студентов, сколько предметов они изучают в школе, то получаю самые различные ответы (11, 14 и т.п.). Конечно, вопрос с подвохом. Но вывод однозначный: понимания того, что они изучают ОДИН предмет – ОКРУЖАЮЩИЙ НАС МИР, но с различных его сторон, у них нет. И этот ответ их шокирует! Они вдруг осознают, что это правда ;-)
Сегодня ФГОС основного общего образования второго поколения на уровне личностныхрезультатов закреплена необходимость «формирования целостного мировоззрения». И это здорово.
Как же нам, уважаемые коллеги, этого добиться? Сегодня мы проанализируем несколькосамых простых, на первый взгляд, примеров. Это первый опт Ирины Викторовны Телегиной работы с Google-документами в 8-Б классе МОУ гимназия №1 г.о. Самара.
Прежде чем посмотреть таблицу, вспомните, какие вы знаете способы изменения внутренней энергии? Часто ли вы об этом вспоминали после школы?
А теперь посмотрите примеры школьников (ничего не редактируем, все в рабочем варианте):
https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AkLUo3Kn3tpfdGxSMnZQR0ZWQXhQbmdXVllUM3luS3c&hl=ru
Думаю, что у этих ребят, будет уже совсем другое восприятие действительности. Это не значит, что вытирая тело полотенцем, делая массаж, расстегивая молнию и т.п., он будет думать, что совершает работу, а когда ноутбук на коленях, то осуществляется теплопередача… Он просто будет это знать! Обычно на уроке, безусловно, учитель просит привести примеры. И их проводят. Те же… Но ЗНАЧИТЕЛЬНО меньше, и они имеют свойство забываться. А с этой таблицей ребята работали достаточно долго: вписывали и меняли свои примеры, следили за другими (и это понятно ;-)), отслеживали комментарии учителя и других педагогов, потом обсуждали на уроке. Теперь большинство четко понимают, когда изменение внутренней энергии идет за счет совершения работы, а когда за чет теплопередачи!... Анализ примеров превратился в азартную игру..
А если совсем серьезно?... То педагогом создана учебная ситуация, когда в качествепланируемых результатов определены (в терминологии ФГОС) еще и познавательные универсальные учебные действия. А именно: умения определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Второй пример Ирины Викторовны Телегиной это подтвердил: школьники проводили не менее сложный и важный в плане предметных результатов анализ понятий «теплоемкость», «конвекция», «излучение».
https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AkLUo3Kn3tpfdGQycG14TlB0dnJDZkVwc2VWeG1EekE&hl=ru
Думаю, что ей УДАЛОСЬ «заставить» ребят посмотреть на окружающий нас мир ИНЫМ (научным) взглядом. Они превратились в настоящих исследователей. И важно, что они это ПОЧУВСТВОВАЛИ. Более того, они увидели результативность коллективного труда, оценили свой личный вклад и свою значимость. А это очень важно в плане их самоопределения, осознания социальной роли учащегося (и это тоже из текста ФГОС). Посмотрите на примеры Барабанова Владимира ;-) И здесь есть личная история…
И я думаю, что это доказывает, что не нужно противопоставлять «знаниевую» парадигму «компетентностной». Вторая просто должна реализовываться на основе первой…
А своих студентов начинаю готовить к этой модели с первого курса. Показала примеры Ирины Викторовны, предложила заполнить следующую таблицу. Таблицу «не украшаю»: все, как есть ;-) (это студенты факультета начального образования, 1 курс):
https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AvZO9CJQPSnfdFpFcktIMWFqa09YQnp2d0Q0bHFqYUE&hl=ru
Формулировать речевое высказывание в соответствии с поставленными учебными задачами (в терминологии ФГОС) мы еще не умеем (но научимся!)… Здесь мы анализируем окружающий нас мир, но уже с позиции общности и специфики информационных процессов в системах различной природы (биологических, социальных, технических). Сколько нового о процессах передачи информации в биологических системах вчерашние школьники узнали из этой таблицы!
Были определенные сложности с приведением примеров на обработку и хранение информации. Сделали выводы, обсудили в аудитории… Главный итог: студенты ЗАДУМАЛИСЬ…
По работе с таблицами: для удобства работы ввели специальную метку-флажок для того, чтобы легче было оценивать внесенные изменения…
Всем, кто будет работать с Google-таблицами: не забывайте закреплять «шапку» и «боковик» таблицы ;-)
Можно отметить и наш «технологический» прорыв.
Как говорит Ирина Викторовна Телегина:
«Мы совершили прорыв! Научились работать в Google-документах совместно! Получила огромное удовольствие, но испытала и определенные сложности (где взять время!). Но работа на следующем уроке показала, что все не было напрасным!
Это стало понятным, когда в программе SMART Notebook стали выполнять задания на соответствие, распределяя примеры изменения внутренней энергии по способам ее изменения.
Ребята привыкают к присутствию нетбуков на уроке. Сегодня работали на редкость сосредоточено и старательно». Посмотрите наши фотографии. Альбом разрастается…»