Обучением учителей с использованием веб-инструментов занимаюсь более 7 лет. В основном, это курсы по проекту DigiTiiger (самый масштабный из проектов по обучению учителей использованию новых образовательных технологий в Эстонии). Но бывают и другие проекты, в которых мне выпадает роль автора, разработчика содержания. Непосредственная организация обучения, конечно же, тоже входит в условия договора.
Не один раз на курсах сталкивалась с проблемой, что спустя некоторое время после окончания, учителя хотят вернуться к материалам курсов, но по разным причинам материалы оказываются для них недоступными. Иногда ограничение доступа в электронную среду бывает условием организаторов курсов, иногда, особенно по истечении большого периода времени, бывает, что организация просто перевела курсы на другую платформу, куда всем прошедшим обучение ранее, естественно, входа уже нет. Тогда и пришла идея, что для проведения курсов, доступ к которым люди хотят сохранить, удобно взять независимую платформу, которая была бы доступной, как листок бумаги. Вы догадываетесь, что речь пойдет о любимом и используемом многими сервисе GoogleSites.
Очная форма курсов имеет неоспоримые достоинства, которые обеспечиваются возможностями непосредственного контакта участников курса с преподавателем. Но и в набирающем популярность дистантном (заочном) обучении, организованном при помощи интернет-сервисов, есть свои замечательные преимущества. Асинхронность участия, выбор удобного для занятий времени, возможность изучать продукты деятельности других участников, синергия совместной работы, пожалуй, главные из них.
Интересно сравнить две формы организации обучения учителей с использованием одних и тех же инструментов - GoogleSites и GoogleDocs. Сделаю это, проанализировав личный опыт двух авторских курсов для учителей. В одном случае использование инструментов Google лишь поддерживало очный курс, во втором случае эти инструменты были единственным средством организации взаимодействия участников дистантного курса с преподавателем и между собой.
Возможности сервиса GoogleSites, как известно, позволяют: структурировать учебный материал, организовать навигацию по сайту, обеспечить совместный доступ и редактирование страниц участниками, отследить информацию о действиях участников на сайте, разместить ссылки на ресурсы, разместить файлы с учебными материалами в виде приложений к страницам сайта. Эти возможности доступны по определению, исходя из функционала самого инструмента, но как по-разному ими приходится пользоваться!
1. Сайт в поддержку очного курса.
Курс был разработан в феврале-марте 2012 года совместно с Ириной Логвиной (главным специалистом по русскому языку в Центре экзаменов и квалификации Эстонии) и называется "Развитие навыков функционального чтения". Ориентирован он на учителей русского языка и литературы, а также учителей начальной школы. Был проведен дважды: для учителей Таллинна и учителей Северо-Востока Эстонии. Оба раза это были очные занятия в компьютерном классе (в модели 1:1) или в конференц-зале, где участники работали со своими ноутбуками, используя их в мини-группах (по 2-3 человека в группе).
Немного о содержании курса:Планирование курсаТеоретический материал на сайте достаточно объемный, здесь же приведу несколько важных материалов:
Из технологий, на которых строился этот курс можно упомянуть несколько:
- Интерактивный рабочий лист в Googledocs (Текстовые документы Google)
- Текст с пропусками в среде Googledocs (Рисунки Google)
Информатизация школы в 10 шагах, проводившегося в рамках онлайн-конференции “Новая школа: мой маршрут”
Содержание курса и планирование результатов обучения
Несколько примеров основных технологий, на которых строился этот курс:
- Карты Google (для представления участников дистанционного курса, карта участников МК.)
- Опросные формы Google для организации обратной связи и создания совместного контента (опрос).
- Группы Google (Форум участников МК)
- Таблицы Google с коллективным доступом: для создания программы информатизации школы, для разработки критерев оценивания информатизации ОУ , )
- Текстовые документы Google (с коллективным доступом) для анализа (пример: Совместный текстовый документ).
- Презентации Google (пример оформления задания “Информатизация себя. Программа учителей информатики”)
- Рисунки Google (пример Диаграмма Венна. Сходства и отличия электронного инфолистка от бумажного )
- Календарь Google (пример Календарь информатизации очень средней школы)
- Шаблоны в GoogleDocs (для создания инфолистка “ЗА информатиЗАцию”, пример использования шаблона одной из групп)
- Дополнительно активно использовался сервис для создания интерактивных тестов learningapps (пример Доска идей), и http://www.toondoo.com - сервис для создания комиксов (комикс для погружения в ролевую игру)
В дистатном курсе актитвно используются возможности сервисов GoogleDocs.
* | * |
* | * |
* | * |
Сходства:
- В обоих курсах были одинаковые технические условия участия: Обучение проводится на основе облачных технологий Google. Каждый участник должен иметь Google-аккаунт (указывается при регистрации), через который получит доступ к Google-сайту мастер-класса.
- На курсе предполагается активная совместная деятельность в сервисах Google: документах, таблицах, рисунках, использование Google-форм и других сервисов.
- Основной структурной единицей учебного курса в обоих курсах является тематический модуль.
- Используются формы как индивидуальной, так и групповой работы.
- Необходимость инструкций -”обучалок” по работе сервисами. В дистантном курсе объяснение тренера приходится заменять инструкциями -”обучалками” или видео-инструкциями. Но и в очном обучении у участников бывает потребность закрепить навык дома, и в этом случае инструкции по работе с веб-инструментами будут чрезвычайно полезны!
Различия:
- Роль инструкции в оформлении модуля. В дистантном курсе большее внимание уделяется точной инструкции, следуя котрой участники самостоятельно осваивают учебный модуль. В очном курсе ее можно заменить разъяснением, комментариями...
- Использование инструментов (сервисов). В дистантном курсе у разработчика курса включаются дополнительные стимулы для креативности. Ограничения на коммуникацию вынуждают уделять больше внимания использованию сервисов, придумывать новые оригинальные форматы.
- Самостоятельность обучения. В дистанте самостоятельность обучения является, пожалуй, самым главным “китом”, на котором основан учебный процесс. Если у участника не сформирована привычка к самостоятельному обучению, то учиться ему бывает очень трудно, при возникновении любых затруднений возникает желание оставить курс. Если участник готов формулировать и задавать вопросы к организатору и коллегам, то обучение продолжается.
- Групповая работа, роль правил. В дистантном курсе появляется необходимость тщательного прописывания правил групповой работы. О правилах участники должны договариваться до проведения работы. Также нужно уделять внимание организации рефлексии и после окончания работы: Что получилось? Что не получилось? Почему? (Подробнее об этом см. здесь и здесь). Групповая работа в реале, конечно же, тоже должна строиться на правилах. Но транслировать их другим и договариваться участникам обучения легче.
- Новые возможности для совместной работы над общим продуктом. В вынужденных условиях ограниченной коммуникации, работая над общим продуктом, участники чаще прибегают к инструментам обратной связи: задают вопросы и комментируют тексты других. В “реале” на этом виде учебной деятельности - постоянном анализе - акцент слабее, просто потому, что совпадение точек зрения и несогласия кажутся “очевидными”. Работа в документах, как правило, лучше структурирована именно в дистанте, у участников в ходе работы спонтанно возникают предложения о планировании совместной работы и разделении обязанностей, что в реале, опять же, в явной форме выражается реже.
- Использование шаблонов. Хочется подчеркнуть особую роль шаблонного документа в дистанте. Это может быть документ любого типа: текстовый, таблица, презентация, рисунок. Но здесь ( в дистанте) он предназначен не только для выполнения действия по образцу. Именно шаблон помогает организовать согласованные действия в группе участников.
- Использование ролевых игр. Казалось бы, при проведении учебы в “реале” для этого больше возможностей? (у участников есть возможность быстро договориться между собой, помогают также “живые” эмоции). Но практика показывает, если точно задать узнаваемый (в данном случае, проблемный) контекст и смоделировать ситуацию погружения в игру, то ролевая игра может быть с успехом использована и в дистанте. (Подробнее об этом см. здесь).
Список незавершенный и открыт к обсуждению...
Ссылки на материалы по теме МК “Информатизация школы в 10 шагах”
- Дневник конференции. 10 шагов информатизации: Анализируем цифровой разрыв в школе
- Дневник конференции. 10 шагов информатизации: от проблемы к задаче
- Дневник конференции. 10 шагов информатизации: запускаем "ледоход" в школе
- Дневник конференции. 10 шагов информатизации: каноны и табу групповой работы
- Дневник конференции. 10 шагов информатизации: секреты групповой работы в Googledocs
- Дневник конференции. 10 шагов информатизации: о том, как сложно разрабатывать критерии информатизации ОУ
- Рефлексия ведущего Дневник конференции. 10 шагов информатизации: Строительство дороги
- Форум здесь.
Cтатьи по теме
Об использовании сервиса Google Sites для организации обучения
Об использовании сервиса Google Sites для организации обучения. Модель 1
Об использовании сервиса Google Sites для организацииобучения. Модель 2
Об использовании сервиса Google Sites для организацииобучения. Модель 3
Использовать Google Sites для распространения идей и технологий
Людмила Викторовна Рождественская, образовательный технолог TKVG, тренер проекта DigiTiiger по обучению учителей, Эстония