Google+

Wednesday, October 17, 2012

Как организовать совместную работу учеников в Googledocs? Часть 3.

Продолжение.
Начало здесь:


Использование документов Google для коллективной работы учеников в школе со временем становится привычным для учеников и для учителей. И, наверное, каждый учитель, осваивая новую для него технологию, проходит разные этапы использования инструмента. Cегодняшний пост о том, какими могут быть эти этапы...

Читать статью полностью



Этап 1-ый. Первые эксперименты: формируем у учеников привычку работать совместно

Начинать использование совместных документов нелегко, особенно, если у учеников нет опыта совместной работы. Может получиться и так:


… все наши ученики заранее обзавелись Google-аккаунтом, умеют пользоваться почтой gmail.com, уже можно пробовать создавать и коллективно редактировать общий текст. Вроде звучит просто? Но практика такова, что если ваши ученики на вашем предмете никогда ничего не писали сообща даже на листе ватмана, почти стопроцентно первый коллективный блин - текст - выйдет комом. Скорее всего, они просто будут "самовыражаться" - встревать в чужой текст, пытаться стереть уже написанное другими или писать "шуточные" надписи на разных языках самыми крупными шрифтами. Откуда я об этом знаю? - Есть опыт!  Ученикам в непривычной для них среде или обстановке свойственно играть, нащупывая границы дозволенного... Именно такое поведение характерно для анонимного и, в силу этого, часто - безответственного участия подростков (у некоторых из них срабатывает "большой опыт" анонимности в соцсетях). Но как только ученики ознакомлены с дополнительными функциями сервиса, такими, как история изменений, желание "самовыражаться" описанным выше образом как-то резко пропадает!

Цитата из поста автора Google Docs для создания "общей тетради"
.

В нем же можно найти примеры, какие задания помогут организовать вам первую совместную работу в документах, а ученикам - получить опыт содержательного взаимодействия и коллективного авторства в электронном документе. Хотя эти примеры не относятся напрямую к какому-либо школьному предмету, но между тем, убеждена, что начать нужно с простого, но интересного задания с элементами игры или квеста.  Ученики будут не только создавать свое, но и интересоваться тем, что написали другие авторы.

Этап 2- ой.  Вырабатываем правила совместной работы.

Важное правило, которое важно соблюдать, работая в коллективном документе, - уважение к чужому тексту.  Отношение к каждому фрагменту коллективного текста, как к ценности, формируется у учеников не сразу. Необходимо понимать, что это новая для учеников установка, поэтому на нужно выделить время, обязательно обсуждать все шаги с учениками. Они не привыкли к такому, поскольку редко сталкивались с текстами своих соучеников. Тексты одноклассников, “опубликованные” ими в их бумажных тетрадях, скорее всего, читал только один “читатель”. Это был учитель, проверявший ученические тетради...
Над правилами тоже хорошо бы поработать совместно. Кстати, именно такое задание и может быть самой первой задачей, которую ученикам предлагается решить всем вместе.  Эта работа может иметь конкретный результат - свод правил, которым ученики будут следовать в дальнейшей работе. Если эти правила создавались сообща,  значит - принимаются всеми. Тогда у учеников закрепится позитивный опыт первой совместной работы: использование сервиса Googledocs не будет вызывать протеста или дискомфорта из-за того, что чей-то текст из документа удалили намеренно или по ошибке.

Какие из наиболее важных правил обычно высказываются в “мозговом штурме”?

  • активное соотрудничество.
  • совместное принятие решений по спорным вопросам
  • соблюдение авторских прав, т.е. прав других соавторов данного документа
  • право подхватывать и развивать идею
  • право задавать вопросы всем соавторам
  • право на ошибку

Есть и табу (запреты), которые также важно коллективно сформулировать, чтобы потом на них ссылаться и следить за соблюдением. Наиболее важные из них:

  • Не удалять чужое, не согласовав с автором.
  • Не делать все самому за других.
  • Не сидеть в стороне, не “отмалчиваться”.
  • Не использовать в комментариях грубых выражений, резкой критики.

Замечу, что эти правила мало чем отличаются от правил любой совместной работы (т.е. не обязательно в работе онлайн), тем более важно организовать  “мозговой штурм” по проработке правил. Они пригодятся ученикам, как важная компетенция, приобретенная ими в практической деятельности.

Подробнее о выработке правил совместной работы можно прочитать здесь: Секреты групповой работы в Googledocs (с поправкой, что в статье описывается опыт подобной раьоты с учителями)

Этап 3-й. Работаем в малых группах над проблемным заданием.

Все хотят реальных примеров!  “Покажите, как с заданиями конкретного рабочего листа справились ученики”, - просят коллеги. Разве дело в том, как справились? Иногда за правильными ответами в идеально выполненной работе вы не сможете разглядеть ни сомнений, ни ошибок ученика. А вы уверены, что работу в этом электронном листе выполнял именно тот, чьим именем она подписана? В эпоху информационных технологий... В условиях широкой распространенности электонной почты и других сервисов обмена сообщениями...

Конечно же, электронные листы можно использовать для контроля знаний в заданиях, выполняемых учениками индивидуально. И, тем не менее, самой привлекательной для меня формой использования рабочих листов в Googledocs является коллективная работа малой группы учеников (до 4-5 учеников в группе).




Лучше всего, чтобы результатом работы над документом то был  какой-то законченный продукт: отчет о  совместной работе, коллективное эссе, план работы над проектом и т.д. Примеров таких видов учебной деятельности, где требуется коллективное усилие с распределением ролей в группе, можно привести много. Одним из них является квест. Иногда ему дают широкое определение проекта с использованием Интернет-ресурсов, иногда определяют, как проблемное задание c элементами ролевой игры. Так или иначе, веб-квесты хороши тем, что для их выполнения нужна команда учеников.




Каким критериям должна удовлетворять  система заданий веб-квеста?
Во-первых, она предполагает широкое использование информационных ресурсов и развитие поисковых умений в Интернете.
Во-вторых,  выполняя веб-квест, учащиеся всегда погружаются в решение проблемной ситуации, что предполагает выдвижение гипотез, обмен мнениями, принятие решений.
Наконец, в третьих, в хорошем веб-квесте, есть  учебные задания на разные уровни Пирамиды Блума. Часть заданий рассчитаны на строгое следование инструкции,а часть  - предполагают критическую оценку информации, умение анализировать информацию и создавать на ее основе новую.
В качестве примера такого веб-квеста, использованного как форма отчета по результатам участия команд в Фотоохоте, можно привести этот Рабочий лист.

Другие идеи использования электронных рабочих листов для коллективной работы можно найти здесь: Google Docs для создания "общей тетради"-2

Продолжение следует...

Людмила Викторовна Рождественская, образовательный технолог TKVG, тренер проекта DigiTiiger по обучению учителей, Эстония