Google+

Friday, November 16, 2012

Экосистема сообщества. Человек за бортом?


В образовательном сообществе Google назрела необходимость описать те ресурсы, которые у нас на настоящий момент – чтобы понять, куда двигаться дальше. 

Расскажу эту историю в ретроспективе. Излагать буду в точки зрения развития экосистемы сообщества - конгломерата людей, событий и сетевых вещей (ресурсов), которые в совокупности живут общей жизнью, несводимой к сумме жизней всех этих элементов, взятых по отдельности. Итак, началась эта история в марте 2007 года, когда в Москве с большим размахом была проведена конференция Google Образование 2.0


Несмотря на массовую раздачу слонов в ходе конференции (одних доменов Google Apps было роздано несколько десятков) по сути, единственным итогом конференции «в сухом остатке» стало создание этого блога – Учимся с Google. Плюс – несколько людей задумались – «и что же мы теперь со всем этим будем делать»? Схематически это можно обозначить следующим образом:


Мы довольно увлеченно писали в блог, мотивируя себя, скорее, любопытством – интересно было разобраться с тем, что можно делать в сегодняшнем образовании с помощью сетевых сервисов, среди которых сервисы Google занимают значимое, если не сказать более, место. То, что на протяжении почти трех лет в этом поле каких либо видимых событий не происходило, вызывало, мягко говоря, недоумение – поскольку понятно, что с помощью сервисов Google можно делать гораздо бОльшее, чем на самом деле делалось. ВПС это все надоело и я отправился в Австралию, на GTA-Sydney-2011 для того, чтобы понять, что из себя представляет международное образовательное Google сообщество. Кроме значка CGT из Австралии удалось привести два формата – собственно GTA Академии и сайта образовательного сообщества, который нам дали на изучение и растерзание.

Летом 2011 года было объявлено о создании русскоязычного образовательного сообщества Google  и идея эта была, на удивление хорошо воспринята. До сих пор помню, как Маша Смирнова написала где-то (цитирую по памяти) «Не знаю, что из этого всего получится, но смотрю, какие здесь собрались люди и понимаю – надо присоединяться!» В течение трех месяцев локализованный сайт сообщества оброс проектами, сервисами и всякими другими штуковинами и принял довольно самобытный вид. Не буду сейчас упоминать конкретные имена, просто чтобы никого не забыть и не обидеть (к слову, все имена есть на трекере задач сообщества).

Очень важным моментом стало освоение тестового Google Apps домена – digicamp.ru и проведение на базе него учебного тренинга, в ходе которого народ и начал понимать, что собственно это за зверь такой  Google Apps. Эту очень важную работу проделала Евгения Тимохина – за что ей честь и хвала. Буквально за пару месяцев экосистема нашего сообщества приобрела вот такой вид (все картинки кликабельны).



И то, что случилось дальше, трудно объяснить иначе, как какими то законами «перехода количества в качество». Как только сложились предпосылки для локализации и «освоения» формата Академии сертифицированных преподавателей – появились и возможности для ее проведения – человеческие, организационные и все остальные.

Прошла ли Академия идеально? Нет. Были ли недоработки? Да, были (их них, наверное, половина косяков  – это мои личные косяки). Но вместе с тем, есть ощущение того, что произошло что то правильное. Меня очень порадовало то, что в Академии кроме 26 человек, входивших на тот момент в образовательное сообщество Google, приняло участие примерно столько же людей, про которых мы до этого не знали, но которые ворвались в сообщество и заставили ломать голову над вопросом «А как мы раньше без них жили?»

Итак, Академия дала очень мощный импульс к развитию экосистемы сообщества, которая стало приобретать примерно такой вид.




Развитие экосистемы образовательного сообщества Google представляет собой вполне жизнеспособный кейс и очень хотелось бы, чтобы он был востребован всеми теми, кому, уверен, в ближайшие годы придется решать задачу построения собственного образовательного сообщества.

Это все было о хорошем. Теперь – о проблемах развития экосистемы  сообщества на сегодняшний момент:

-Регистрация новых людей в сообществе становится процессом очень трудоемким. На обработки заявки одного участника уходит около 20 минут. Каждому новому человеку надо (вручную) сотворить сниппет на сайте Наши люди, дать доступ к редактированию сайта, доступ к календарю, включить в группу. Еще более трудоемким будет процесс исключения кого либо из сообщества (такого человека надо будет вручную «выкусить» из всех этих сервисов, что уже при 250 людях серьезная задача). Надо это как то автоматизировать. И кроме этого, надо признать, что большое количество людей пришли в сообщество на предмет «посмотреть», а вовсе не для того, чтобы чего то в нем поделать. И в связи с этим вопрос – а так ли нужно их всех содержать на этом «коллективном иконостасе»? Страница «Наши люди» с 250 гаджетами элементарно очень тяжелая и долго (и не всегда) грузится.

-Группа сообщества, перейдя некоторый порог наполняемости, перестает быть эффективным механизмом взаимодействия. Часть людей – просто не понимает, что они не получают личные письма от кого то, а им приходят оповещения с форума. Часть – испытывают психологический барьер от того, что то, что они напишут, может попасть в личную почту 250 людям. Часть – считает, что у них появился отличный канал для рекламы производимой ими продукции. Часть – просто отписываются от группы, теряя, по сути, связь сообществом (но продолжая, при этом, висеть на «иконостасе»). По сути, группа сейчас используется только как инструмент оповещения о каких-то важных событиях. Но не для построения сообщества.

-Рассыпался Муравейник. Муравейником сообщества Google при его создании называлась вполне конкретная вещь – сервис социальных закладок GoogleBookmarks, в котором с помощью разделяемых листов собирались тематически подобранных закладки на материалы по сервисам и предметам. Но – Google больше не поддерживает разделяемые листы. Что делать? К тому же понятно, что культурой сбора и сортировки ссылок на материалы найденные в сети обладают не все. У кого то это развито очень сильно, у кого то – так себе, у кого то – вообще не развито. А, скорее всего, все это делать это и не могут – агрегация информационных потоков – это одна из (но не единственная) ролей в сообществе.

-О календаре сообщества, по большому счету, можно только сказать, что он есть. Тут все просто – нет общих дел – нет потребности в общем календаре. И наоборот.

-Видеоканал образовательного сообщества Google находится в зачаточном состоянии. Просто потому, что им пока некому было заниматься.

-Ну и главная, пожалуй, на настоящий момент проблема. Сообщество Академии GTA находится в стадии формирования, более или менее уверенно балансируя на грани между порядком и хаосом (что, собственно говоря, и есть жизнь). Но сообществу GTA легче в том плане, что оно закрытое. Дойдя до отметки в 59 участников, оно больше не обновляется. И поэтому внутри него более или менее можно договориться. Но вот что делать с теми людьми (безусловно, «нашими» по духу), которые остались за бортом Академии – по объективным и субъективным причинам? Как дать им возможность подключиться к нашим делам – но не нарушая целостности нашего сообщества?