“Что бы сделал Google” - книга, написанная американским бизнес аналитиком Джеффом Джарвисом . Она была признана одной из лучших бизнес-книг 2008 года. Однако Джарвис пишет не о том, как использовать сервисы Google и даже не о том, как растут акции Google и как компания борется с конкурентами, внедряя технологические инновации. Жанр книги, в заголовке которой стоит название самой успешной интернет компании десятилетия - обратная инженерия (reverse engineering). Джарвис возвращается к исходным ориентирам, которые стоят за решениями компании и показывает, как эти ориентиры, которых начал придерживаться не только Google, но и другие, поменяли правила игры не только в IT бизнесе, но и в современной нам социальной жизни.
Анализируя ту основу, на которой построен Google, Джарвис приходит к выводу - “этим миром правят сообщества”. Не некие мистические сообщества, скрытые в обскурантистском мраке, а вполне реальные сообщества людей, объединенные общими интересами, общим местом проживания, общей судьбой. И роль их настолько велика, что самой большой иллюзией было бы пытаться создать сообщество. Все что можно сделать - это предоставить сообществу платформу, где оно могло бы “гнездиться”. И если эта платформа окажется достаточно привлекательной, сообщество будет на ней жить. Именно на этом Google и строит свой бизнес. Он предоставляет платформы, с помощью которых мы можем искать тех, чья точка зрения предоставляет для нас интерес (Google Search), с помощью которых мы можем создавать контент (Blogger), при помощи которых вы снимаете и предоставляете в совместный доступ видео, которое отражает вашу точку зрения на мир (Youtube),
“Ваш худший клиент - ваш лучший друг”. Главным капиталом компании сегодня становятся не деньги, а репутация - тот мысленный образ компании и брэнда, который существует в головах потребителей. И капитал этот наращивается не с помощью рекламы “Купите наш стиральный порошок, ведь он так прекрасен”, а в процессе диалога с клиентами, которые обсуждают продукты и услуги компании в своих блогах. Google меняет правила современной жизни. “Правилам Google” следуют многие другие компании - Amazon, Ebay, Craigslist. Чем бы мы не занимались, чтобы быть успешным, надо делать на это поправку, вносить коррективы в сложившиеся привычки деятельности - чтобы не остаться далеко позади.
Неудивительно, что в одной из последних глав книги Джарвис приходит к выводу о том, что Google изменил образование. Мы можем найти экспертов по любой теме. Знание теперь сосредоточено не в книгах. Оно в обсуждениях и в совместной деятельности. Мы на пороге создания новой образовательной экосистемы.
“Ошибайся хорошо” - один из главных принципов Google, который должен заменить людоедский принцип, доставшейся нам по наследству от индустриальной школы “За каждую ошибку ты будешь наказан”. Ошибаться можно и нужно. Нельзя делать вид, что ты принадлежишь к касте людей, которые не ошибаются. Нельзя прятать собственные ошибки. Нельзя отказываться от диалога, в ходе которого может выясниться, что неправ именно ты, а не собеседник. Нельзя быть учителем, изображая из себя “человека, который не ошибается”.
Мы живем в то время, подчеркивает Джарвис, когда результаты тестов значат все меньше и меньше. Работодателя интересует портфолио ваших работ, а не циферки в аттестате. Никого не интересуют бумажки, которые висят у вас на стене. Огромные усилия, которые предпринимают заскорузлые образовательные системы для того, чтобы заставить всех думать одинаково, становятся все более и более бесполезными. Всех интересует ваше место в сети социальных отношений, контент, который вы можете производить, события, которые происходят вокруг вас и с вашей помощью.
Анализируя ту основу, на которой построен Google, Джарвис приходит к выводу - “этим миром правят сообщества”. Не некие мистические сообщества, скрытые в обскурантистском мраке, а вполне реальные сообщества людей, объединенные общими интересами, общим местом проживания, общей судьбой. И роль их настолько велика, что самой большой иллюзией было бы пытаться создать сообщество. Все что можно сделать - это предоставить сообществу платформу, где оно могло бы “гнездиться”. И если эта платформа окажется достаточно привлекательной, сообщество будет на ней жить. Именно на этом Google и строит свой бизнес. Он предоставляет платформы, с помощью которых мы можем искать тех, чья точка зрения предоставляет для нас интерес (Google Search), с помощью которых мы можем создавать контент (Blogger), при помощи которых вы снимаете и предоставляете в совместный доступ видео, которое отражает вашу точку зрения на мир (Youtube),
“Ваш худший клиент - ваш лучший друг”. Главным капиталом компании сегодня становятся не деньги, а репутация - тот мысленный образ компании и брэнда, который существует в головах потребителей. И капитал этот наращивается не с помощью рекламы “Купите наш стиральный порошок, ведь он так прекрасен”, а в процессе диалога с клиентами, которые обсуждают продукты и услуги компании в своих блогах. Google меняет правила современной жизни. “Правилам Google” следуют многие другие компании - Amazon, Ebay, Craigslist. Чем бы мы не занимались, чтобы быть успешным, надо делать на это поправку, вносить коррективы в сложившиеся привычки деятельности - чтобы не остаться далеко позади.
Неудивительно, что в одной из последних глав книги Джарвис приходит к выводу о том, что Google изменил образование. Мы можем найти экспертов по любой теме. Знание теперь сосредоточено не в книгах. Оно в обсуждениях и в совместной деятельности. Мы на пороге создания новой образовательной экосистемы.
“Ошибайся хорошо” - один из главных принципов Google, который должен заменить людоедский принцип, доставшейся нам по наследству от индустриальной школы “За каждую ошибку ты будешь наказан”. Ошибаться можно и нужно. Нельзя делать вид, что ты принадлежишь к касте людей, которые не ошибаются. Нельзя прятать собственные ошибки. Нельзя отказываться от диалога, в ходе которого может выясниться, что неправ именно ты, а не собеседник. Нельзя быть учителем, изображая из себя “человека, который не ошибается”.
Мы живем в то время, подчеркивает Джарвис, когда результаты тестов значат все меньше и меньше. Работодателя интересует портфолио ваших работ, а не циферки в аттестате. Никого не интересуют бумажки, которые висят у вас на стене. Огромные усилия, которые предпринимают заскорузлые образовательные системы для того, чтобы заставить всех думать одинаково, становятся все более и более бесполезными. Всех интересует ваше место в сети социальных отношений, контент, который вы можете производить, события, которые происходят вокруг вас и с вашей помощью.