Хотелось зафиксировать то, что происходит внутри, часто незаметно ни для внешнего наблюдателя, ни для непосредственного участника событий. Речь пойдет об информационно-образовательной среде (ИОС) школы, которую мы построили за год на базе GApps*, вернее, попытке увидеть ее развитие через статистические данные.
Итак, мой рассказ, с цифрами и без, с диаграммами и без них...
Но на самом деле, этой истории не год, а гораздо больше. А начиналась она так, как описано в статьеGoogle-решения для документооборота и инфообмена - ДЛЯ ЧЕГО?, написанной три года назад... Развивалась эта история иногда плавно и планомерно, иногда - скачками. Это были скачки в развитии школы как учащейся организации, учителей как профессионалов, учеников как... Задумалась, как точнее назвать эту роль главных субъектов, ради которых, собственно, и существует школа? Полагаю, что приведенная ниже статистика поможет нам в контексте темы рассматривать учеников как полноправных участников школьной ИОС.
Об инструментах аналитики...
Современные инструменты аналитики предназначены для автоматического сбора, анализа и представления данных, а также интерпретации результатов работы тех веб-ресурсов, с помощью которых конструируется ИОС школы.
Эти инструменты могут быть как встроенными в готовую платформу для ИОС, так и внешними. Среди популярных специализированных инструментов можно назвать бесплатные веб-сервисы Google Analytics, webmaster.yandex.ru, bing.com/toolbox/webmaster/.
Сервисы для аналитики позволяют администратору вести мониторинг процесса создания единого информационно-образовательного пространства школы. С помощью таких инструментов школьные администраторы, как руководители, формирующие стратегию развития организации, могут выбрать наилучшие способы использования всех ресурсов для совершенствования управления и учебной работы.
Средства аналитики также помогают обеспечивать безопасность и комфортную работу во внутренней информационной среде школы. Эти инструменты обрабатывают только статистические данные иметаданные.
Важно подчеркнуть, что оба указанных типа данных являются неперсональными данными, они не составляют конфиденциальной информации, в частности, не относятся к персональным данным любого конкретного участника школьной ИОС.. Подробнее о персональных данных на Галактике (здесь и здесь).
Аналитические инструменты:
Примеры собираемых данных
Приведу примеры статистики, собранной с помощью автоматических отчетов в GApps нашей школы (напомню: дата перехода на платформу - июль 2012 года).
В настоящее время создано около 670 аккаунтов.**
Активированных ученических аккаунтов (для учеников, начиная со 2-го класса): около 600.
Персонал: 65 учетных записей.
Насколько активно они используются?
Как видно из графика, активность заходов в личные аккаунты школьной GAPPS, хоть и снижается во время школьных каникул, но никогда не падает до нуля. Значит, общение и взаимодействие всех участников продолжается не только по необходимости (например, с учебными целями), но и с другими целями.
В почту Gmail заходят***:
На этом графике хорошо видна недельная периодичность колебаний (с ярко выраженными "минимумами", приходящимися на выходные, и "максимумами", приходящимися на дни зачетов, защит и т.д.)
Использование Google Docs
Пользователями домена было создано: 22 334 документа, 3958 таблиц, 3619 рисунков, 4387 презентаций, 910 форм, загружен 1271 файл.
Общее количество документов в домене: около 36500. Каждый документ имеет в среднем 1,6 соавтора/читателя (не считая владельца).
В среднем за день редактируются: 154 документа, 41 таблица , 18 рисунков, 36 презентаций, 21 форма.
Здесь можно наблюдать резкий пик количества файлов в правой части графика. По дате (в мае) он совпадает с нашим школьным экспериментом по проведению Дней дистанта.. Делаем вывод - активность пользователей является прямым следствием других активностей - планируемых учебных...
Количество созданных пользователем документов
Это распределение, по форме близкое к нормальному, но с максимумом, имеющим выраженный сдвиг вправо. То есть к тому столбику гистограммы, который отображает количество пользователей с большИм количеством создаваемых документов (от 51 до 100). Напомню, что статистика берется за полгода, число учителей в школе 65, а данный столбик находится на отметке 200 (человек). Делаем выводы, что активными авторами (владельцами) документов являются не только учителя
Второе отклонение от "нормальности" - этот "хвостик" в левой части графика. Один-два (несколько) документов в порядке первой пробы могли создать ученики двух вторых классов, начавшие работать с Google-диском только в самом конце учебного года. Ничего, в следующем году они у нас станут владельцами и авторами большего числа документов, для них тоже планируются активности в электронной среде.
Общий доступ к документам:
Эта диаграмма ясно отображает абсолютное преобладание документов с личным уровнем доступа. Делаем вывод: нам есть над чем работать в сторону повышения коллективности и уровня публикации создаваемых материалов (хотя бы в пределах школьного домена).
В статье приведена лишь небольшая часть данных, которые мы смогли проанализировать в конце учебного года. И, как нам кажется, эти данные интересны: здесь было, что интерпретировать! Так или иначе они помогли нам сделать выводы не только о динамике коммуникации внутри школьной ИОС на протяжении учебного года, но и об изменении ИКТ-потребностей учеников и учителей, о нашей коллективной способности создавать образовательный контент, поддерживать индивидуальные и совместные образовательные ресурсы, такие, как сайты и блоги. Наши выводы касаются также трансформаций учебной среды школы, изменений в сетевых привычках/поведении учителей и учеников.
Продолжение следует...
* Google Apps для учебных заведений – это бесплатный пакет облачных сервисов от Google, позволяющий решать часть задач информатизации школы. Подробнее здесь и на форуме Галактики.
** Вся статистика собрана за полгода, с декабря 2012г. по июнь 2013 г. Статистику обработала учитель информатики и помощник по инфотехнологиям TKVG Юлия Рачинская.
***в среднем за последние полгода
Пост опубликован на портале Образовательная Галактика Интел https://edugalaxy.intel.ru
Итак, мой рассказ, с цифрами и без, с диаграммами и без них...
Но на самом деле, этой истории не год, а гораздо больше. А начиналась она так, как описано в статьеGoogle-решения для документооборота и инфообмена - ДЛЯ ЧЕГО?, написанной три года назад... Развивалась эта история иногда плавно и планомерно, иногда - скачками. Это были скачки в развитии школы как учащейся организации, учителей как профессионалов, учеников как... Задумалась, как точнее назвать эту роль главных субъектов, ради которых, собственно, и существует школа? Полагаю, что приведенная ниже статистика поможет нам в контексте темы рассматривать учеников как полноправных участников школьной ИОС.
Об инструментах аналитики...
Современные инструменты аналитики предназначены для автоматического сбора, анализа и представления данных, а также интерпретации результатов работы тех веб-ресурсов, с помощью которых конструируется ИОС школы.
Эти инструменты могут быть как встроенными в готовую платформу для ИОС, так и внешними. Среди популярных специализированных инструментов можно назвать бесплатные веб-сервисы Google Analytics, webmaster.yandex.ru, bing.com/toolbox/webmaster/.
Сервисы для аналитики позволяют администратору вести мониторинг процесса создания единого информационно-образовательного пространства школы. С помощью таких инструментов школьные администраторы, как руководители, формирующие стратегию развития организации, могут выбрать наилучшие способы использования всех ресурсов для совершенствования управления и учебной работы.
Средства аналитики также помогают обеспечивать безопасность и комфортную работу во внутренней информационной среде школы. Эти инструменты обрабатывают только статистические данные иметаданные.
Важно подчеркнуть, что оба указанных типа данных являются неперсональными данными, они не составляют конфиденциальной информации, в частности, не относятся к персональным данным любого конкретного участника школьной ИОС.. Подробнее о персональных данных на Галактике (здесь и здесь).
Аналитические инструменты:
- отслеживают трафик на веб-ресурсе;
- имеют функции автоматических оповещений, выявляющих все статистически важные отклонения в характере трафика;
- предоставляют актуальные данные о действиях пользователей в среде: датах последних посещений, количестве заходов и просмотров, количестве созданных и опубликованных документов (по типам и уровням доступа) и другие статистические данные;
- генерируют автоматические статистические отчеты за требуемый период времени (день, неделю, месяц и т.п);
- представляют отчеты и сводки в наглядной графической форме;
- позволяют связывать и группировать данные, создавать персонализированные отчеты (с особыми параметрами);
- позволяют обмениваться данными и хранить их неограниченное время;
- помогают следить за продвижением своих открытых образовательных ресурсов в поисковых системах и оптимизировать рекламные кампании для них.
Примеры собираемых данных
Приведу примеры статистики, собранной с помощью автоматических отчетов в GApps нашей школы (напомню: дата перехода на платформу - июль 2012 года).
В настоящее время создано около 670 аккаунтов.**
Активированных ученических аккаунтов (для учеников, начиная со 2-го класса): около 600.
Персонал: 65 учетных записей.
Насколько активно они используются?
Как видно из графика, активность заходов в личные аккаунты школьной GAPPS, хоть и снижается во время школьных каникул, но никогда не падает до нуля. Значит, общение и взаимодействие всех участников продолжается не только по необходимости (например, с учебными целями), но и с другими целями.
В почту Gmail заходят***:
- 308 каждый день
- 514 раз в неделю
- 567 раз в месяц
На этом графике хорошо видна недельная периодичность колебаний (с ярко выраженными "минимумами", приходящимися на выходные, и "максимумами", приходящимися на дни зачетов, защит и т.д.)
Использование Google Docs
- 228 каждый день
- 458 раз в неделю
- 525 раз в месяц
Пользователями домена было создано: 22 334 документа, 3958 таблиц, 3619 рисунков, 4387 презентаций, 910 форм, загружен 1271 файл.
Общее количество документов в домене: около 36500. Каждый документ имеет в среднем 1,6 соавтора/читателя (не считая владельца).
В среднем за день редактируются: 154 документа, 41 таблица , 18 рисунков, 36 презентаций, 21 форма.
Здесь можно наблюдать резкий пик количества файлов в правой части графика. По дате (в мае) он совпадает с нашим школьным экспериментом по проведению Дней дистанта.. Делаем вывод - активность пользователей является прямым следствием других активностей - планируемых учебных...
Количество созданных пользователем документов
- 1–5 документов - 54
- 6–10 документов - 28
- 11–20 документов - 34
- 21–50 документов - 139
- 51–100 документов - 201
- Более 100 документов - 107
Это распределение, по форме близкое к нормальному, но с максимумом, имеющим выраженный сдвиг вправо. То есть к тому столбику гистограммы, который отображает количество пользователей с большИм количеством создаваемых документов (от 51 до 100). Напомню, что статистика берется за полгода, число учителей в школе 65, а данный столбик находится на отметке 200 (человек). Делаем выводы, что активными авторами (владельцами) документов являются не только учителя
Второе отклонение от "нормальности" - этот "хвостик" в левой части графика. Один-два (несколько) документов в порядке первой пробы могли создать ученики двух вторых классов, начавшие работать с Google-диском только в самом конце учебного года. Ничего, в следующем году они у нас станут владельцами и авторами большего числа документов, для них тоже планируются активности в электронной среде.
Общий доступ к документам:
- общедоступный в Интернете - 924
- любой пользователь, обладающий ссылкой - 1452
- пользователи в домене - 1202
- пользователи в домене, обладающие ссылкой - 3148
- личный - 29731
Эта диаграмма ясно отображает абсолютное преобладание документов с личным уровнем доступа. Делаем вывод: нам есть над чем работать в сторону повышения коллективности и уровня публикации создаваемых материалов (хотя бы в пределах школьного домена).
В статье приведена лишь небольшая часть данных, которые мы смогли проанализировать в конце учебного года. И, как нам кажется, эти данные интересны: здесь было, что интерпретировать! Так или иначе они помогли нам сделать выводы не только о динамике коммуникации внутри школьной ИОС на протяжении учебного года, но и об изменении ИКТ-потребностей учеников и учителей, о нашей коллективной способности создавать образовательный контент, поддерживать индивидуальные и совместные образовательные ресурсы, такие, как сайты и блоги. Наши выводы касаются также трансформаций учебной среды школы, изменений в сетевых привычках/поведении учителей и учеников.
Продолжение следует...
* Google Apps для учебных заведений – это бесплатный пакет облачных сервисов от Google, позволяющий решать часть задач информатизации школы. Подробнее здесь и на форуме Галактики.
** Вся статистика собрана за полгода, с декабря 2012г. по июнь 2013 г. Статистику обработала учитель информатики и помощник по инфотехнологиям TKVG Юлия Рачинская.
***в среднем за последние полгода
Пост опубликован на портале Образовательная Галактика Интел https://edugalaxy.intel.ru