Google+

Tuesday, August 20, 2013

Год школы с GApps: рост ИКТ-компететности и новые формы обучения учителей

Часть 3, продолжение. Начало см. в блоге 

Год школы с GApps: что показывает статистика?

Год школы с GApps: коммуникация и взаимодействие учителей, новые образовательные практики


Что происходит с ИКТ-компетентностью учителей? В какой степени ее определяет обучение и какие формы оно принимает после того, как базовый уровень цифровой грамотности есть уже у всех? Какое влияние оказывает рабочая и учебная среда школы на развитие новых профессиональных навыков?

Изменение ИКТ-компетентности учителей

Рост ИКТ-компетентности учителей можно отследить по прямым и косвенным показателям. За год значительно увеличилось количество учителей, создавших свои собственные, авторские интернет-ресурсы в среде GApps: преимущественно, это сайты. Всего за год создано около 100 сайтов разного назначения: сайты в поддержку уроков, сайты дистантных курсов, сайты проектов, сайты отдельных мероприятий и активностей и, конечно, классные сайты. Cтоит отметить также и то, что продолжают свое активное существование блоги классов, начатые 4 года назад (в основном, их ведут учителя начальной школы). Последний факт говорит о сформированности устойчивых привычек и профессиональных потребностей учителей. 
Учебные сайты есть по математике, биологии, химии, информатике, родному и иностранным языкам, а также другим предметам. Речь идет о сайтах, на которых учителя не просто систематизируют учебный контент, но и организуют взаимодействие с учениками. Например, в качестве инструмента выполнения электронных заданий хорошо прижилась форма интерактивного рабочего листа, она преобладает среди других форм выполнения самостоятельных заданий. Кроме того, учителя активно используют тесты с автоматической проверкой результатов, интерактивные приложения в http://learningapps.org/ и, чуть реже, - веб-квесты.

Организация доступа и безопасной работы в виртуальной учебной среде

Большое значение для комфортной работы в ИОС школы имеют способы и режимы организации доступа учителей и учеников к информационным ресурсам: блогам, сайтам, папкам, документам и т.д. Так, например, чрезвычайно важно, каким образом разным целевым группам участников предоставляются разные права на редактирование страниц, добавление комментариев или полное управление ресурсом. В Таллинской центральной русской гимназии используются группы Google - инструмент, входящий в пакет Google Apps, c помощью которого можно оперативно давать доступ к ресурсам на разные группы учительских и ученических аккаунтов. 

С авторизованным доступом через Google Apps в школе практически исчезают проблемы "хулиганства" в рабочей среде или случайного удаления чужих документов/страниц. Участники, в процессе работы знакомясь с техническими особенностями действий в среде, принимают к исполнению и те общие правила взаимодействия, которые задаются ее функционалом и параметрами. Таким образом, оказывается непрямое влияние (без директив и наказаний) на изменение культуры поведения в среде. 
Необходимо также отметить, что особенности среды позволяют учителю быть более свободным и независимым при проектировании активностей в виртуальной среде. Он может не опасаться за "дисциплину" учащихся, уделяя больше внимания содержательной стороне. В этом также проявляется изменение состава учительских ИКТ-компетенций: меньше внимания техническим деталям, больше - образовательным технологиям.



Некоторую проблему представляет рост числа образовательных ресурсов внутри домена, в частности, например, сайтов. Рост количества последних во многом обусловлен легкостью работы с этим инструментом. На практике это выглядит как задача организации навигации и стандартизации имен и названий образовательных ресурсов в ИОС школы. Чтобы ее решить, с самого начала работы в домене прописываются категории (ключевые слова/теги на странице общих настроек в панели управления сайта). В качестве таковых можно использовать классы, названия предметов и другие специальные теги. Каждый сайт, благодаря категориям, можно найти по одному из 3-х-5-ти ключевых слов.

 Уменьшено: 86% от [ 742 на 206 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Разумеется, мы будем искать и другие средства упорядочивания и каталогизации ресурсов внутри домена. Часть решений - в пока неиспользованных нами возможностях среды, но основные решения - в культуре использования технологий учителями. Эти процессы нужно сопровождать, предлагая учителям "обучение по запросу", развивая технологические и культурные навыки работы в среде у учеников.

Новые формы обучения учителей

Как известно, самый надежный способ влиять на развитие технологических навыков учителей - это обучение. Но обучение - это не всегда именно курсы по заранее разработанной и утвержденной программе, рассчитанной на большое количество часов. 

Как с этим обстоит дело в нашей школе и как мы используем возможности школьной рабочей среды для обучения?

Подходы к обучению учителей претерпели значительные изменения. Традиционных курсов по ИКТ в этом учебном году практически не было: они, видимо, остались в прошлом, поскольку все 100% учителей школы прошли базовое обучение за предшествующие 4 года. С другой стороны, значительно возросло количество внутришкольных курсов, т.н. "курсов по запросу", привязанных к решению каких-либо конкретный практических задач. Таких, например, как использование возможностей GApps или других специфических веб-сервисов для разных образовательных активностей: Дней дистанта, уроков вне класса и т.д... А еще темой учебного года стали вопросы руководства исследовательской работой учеников (этим видом учебной деятельности охвачена у нас вся школа с 1-го по 11-ый класс). По формату это краткосрочные (по 2-4 часа) курсы для малых групп, без отрыва от работы - после уроков и на каникулах. Всего за год было проведено порядка 10 малых образовательных сессий для педагогов. Несмотря на то, что режим посещения курсов свободный, многие регулярно участвовали в наших встречах, проходивших в компьютерных классах. Это хороший признак принятия на себя ответственности за собственное обучение со стороны учителей. Хорошо было бы, если этот принцип стал ведущим и для учеников, но над этим еще надо много работать...

 Уменьшено: 77% от [ 823 на 258 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Очень радует расширившиеся возможности для неформального обучения и консультирования учителей онлайн. Удобной учебной средой для проведения семинаров по-прежнему остаются сайты Google, дополняемые разнообразными сервисами в качестве инструментов для индивидуальной и совместной работы. Но эти же средства мы старались использовать и раньше, а ситуация стала меняться только сейчас. Один из признаков изменений - ставший привычным вопрос от учителей, по какой-то причине не посетивших очную встречу: "Где можно ознакомиться с материалами?"

Продолжение следует...

Пост опубликован на портале Образовательная Галактика Интел https://edugalaxy.intel.ru