Google+

Thursday, June 26, 2008

Поверим алгеброй гармонию?

Когда я провожу занятия с учителями-предметниками на предмет возможности использования компьютера на их уроках, я все время сталкиваюсь с одним и тем же парадоксом: смелый, талантливый, творческий учитель, не боящийся экспериментировать на своих уроках, при столкновении с компьютером вдруг теряется и, создавая сценарии урока, варианты заданий для учащихся, вдруг становится скучным ремесленником. Творческий порыв куда-то улетучивается, и вся компьютерная работа сводится к созданию презентации или выдаче ученикам задания написать эссе в Word'е.
Я понимаю, что и из таких заданий можно сделать конфетку. Я понимаю, что использование компьютера на уроке, скажем, литературы или истории - не самоцель.
Но все же - имея мощный инструмент, мы можем давать детям очень серьезные исследовательские задания.
В качестве примера хочу показать пару заданий из своего давнего проекта "Шестиклассники при дворе короля Артура".
Как вам такое, например, задание?
Проведите поиск соотношения частоты употребления имен главного героя и его короля в "Песне о Роланде" и "Тристане и Изольде".
Люди, знакомые с текстовым процессором, понимают, что задание несложное. Но оно требует от учащихся знаний несколько больших, нежели просто тупо набирать тексты. Но зато даже гуманитарам становится понятно, зачем надо учить в текстовом процессоре еще что-то, кроме простого набора и форматирования текста.
Кстати, а знаете к каким выводам может привести такое исследование?
Посмотрите на диаграмму:
.
Разница существенная, не правда ли? Так вот, "Роланд" был написан в эпоху раннего средневековья, Тристан" же - в эпоху позднего.
Ну, а дальше - простор для историка!
И, напоследок, еще одно задание.
Проведите поиск частоты употребления всех форм слова "любовь" в "Песне о Роланде" и "Тристане и Изольде". Представьте результаты в виде диаграммы.
Так что там про любовь?

7 comments:

  1. У меня даже на эту тему какая-то забавная книжка лежит - Перл для лингвистов. И еще - из сетевых инструментов для сходных задач - GoogleTrends - посмотреть частоту употребления того или иного термина на определенном временном интервале. Конечно, только во времена интернета ;}

    ReplyDelete
  2. Спасибо за конкретный пример, хотя и текст "вокруг него" очень важен! Именно по части анализа учительских затруднений. А для учителя именно пример сейчас важнее. Глядя на реальные образцы проектов он думает:
    -я ведь тоже так могу,
    - надо же, можно, оказывается соединять несоединимое,
    - здорово, что пошаговую инструкцию к конкретному заданию можно "списать",
    - только вот, когда заменяешь "изучение произведения" таким интегрированным проектом, то цели и задачи придется ставить совсем другие, новые?

    ReplyDelete
  3. 2 ljudmillar:
    Признаться, я не знаю, какие цели ставит для себя учитель-предметник. Моя задача, задача компьютершика организовать взаимодействие, и своим ограниченным умом я наивно думаю, что цели учителя литературы при этом сохраняются. Хотя, наверно Вы правы, они меняются. Надо бы обсудить с предметниками.
    Спасибо за вопрос.
    2 Patarakin:
    GoogleTrends замечательный инструмент. Но его сложнее применить на конкретном уроке, исходя из конкретных целей учителя. То, о чем пишет ljudmillar.
    Но как инструмент для исследователя - бесподобен.

    ReplyDelete
  4. И очень тактично Shperk отметил слабости блоггера в поддержании блога:
    1) Хочется ссылку на автора делать нормально. Назвал имя - добавилась ссылка.
    2) Хочется на каждый вопрос отвечать в отдельной веточке, а не указывать в посте кому и на что отвечаешь. Блоггер как то плохо заточен под блог.

    ReplyDelete
  5. 2 Shperk:
    "Признаться, я не знаю, какие цели ставит для себя учитель-предметник."
    Вот и я об этом тоже... Если проект - интегрированный, то и о целях придется договариваться со всеми его участниками, нет?

    ReplyDelete
  6. 2 ljudmillar
    "о целях придется договариваться со всеми его участниками"
    И да, и нет.
    ИМХО, учатсники все - должны вместе договариваться об общих целях, о целях проекта в целом. Но попутно ведь и каждый предметник решает конкретные свои, "локальные", задачи. О них не обязательно договариваться с коллегами. Просто при планировании надо учитывать все пожелания.
    Если я как информатик хочу, чтобы в ходе проекта оттачивались навыки работы с инструментарием тукстового редактора, то при совместном планировании заданий я все время об этом помню и проталкиваю по мере возможности свою надобность. То же делает и историк, и литератор. Если же по сценарию это не получается - что ж, свет клином на проекте не сошелся. Отработаем в другой раз и на другом материале.
    Хотя, конечно, Вы правы. Цели и задачи изменяются, так как в проекте мы получаем нечто иное, нежали просто строчка из тематического планирования.
    Мы получаем необходимость знаний, которые необходимы для реализации вот этого конкретного проекта.
    Что, конечно, должно изменить те самые пресловутые цели и задачи...

    ReplyDelete
  7. Это отдельная тема, хочется ее не упустить и обсудить в отдельном посте - Насколько необходимо договариваться до начала проекта? У меня такое древнее воспоминание 1993 года, когда в в рамках летней Лого школы обязал всех преподавателей вывешивать на веб-сайт школы свои проекты и отчеты о том, что происходит. И число совместных действий а потом и междисциплинарных проектов резко возросло. Не потому, что они договорились, а потому что они видели деятельность коллег и уже потом начинали договариваться. Т.е. сначала увидели действия друг друга и постоянно друг друга отслеживали.

    ReplyDelete