Google+

Tuesday, June 14, 2011

Google Apps в российской школе: интервью с Михаилом Кушниром

В середине мая этого года в Москве состоялась Тьюториада – конференция тьюторов программы Iteach. На секции по образовательным сервисам Google речь зашла про Google Apps – комплексное решение, позволяющее выстроить содержательную составляющую информационной инфраструктуры школы. В США, Канаде, Великобритании, Австралии на Google Apps работают уже тысячи школ. У нас это движение делает только первые шаги. И вот, когда мы начали обсуждать подводные камни, связанные с использованием Google Apps, прозвучало имя Михаила Кушнира – человека, который первым в стране оценил возможности этого сервиса и внедрил его в своей школе - в свою бытность свою заместителем директора московской школы №45. Сегодня Михаил Кушнир – руководитель проекта по внедрению электронных журналов в департаменте образования Москвы. Он согласился дать интервью для нашего блога.



-Михаил, сеть принесла мне следующую информацию о вас: Вы – москвич, инженер по образованию, начинали работать как программист, но в 1986 году пошли работать в школу работать учителем информатики в московскую школу №45 . Если не секрет, что вас подвигло на этот шаг?

Я начинал не столько как программист, сколько как разработчик ультразвуковой технологической аппаратуры для химической промышленности. Работал в НИИ, судя по трудовой книжке. Но реально гораздо больше времени, чем хотелось бы, проводил на стройке, на овощной базе, в подшефном колхозе. ЕС ЭВМ и СМ-4, которые стояли в НИИ, были и средством расчетов, которые все таки иногда удавалось делать, и объектом изучения. Школа 45 в 1985 году получила класс болгарских компьютеров “Правец-82”. Они были предельно близки знаменитой “Apple IIe”, а директор искал человека, готового взяться за развитие этого богатства. Мой однокашник – выпускник школы – знал, что у меня на выходе из института появилась фантазия работы в школе. Он нас и свел, т.к. у меня заканчивались обязательные 3 года работы по распределению.

-Ваш опыт внедрения Google Apps в 45 гимназии датируется 2007 годом. Как гимназия шла к этому? Предшествовали ли этому какие либо инициативы в этом направлении? Насколько готовы были к этому учителя и администрация?

ИТ в школе-гимназии 45 всегда были на приличном уровне. В тяжелые 90-е я, кроме школы, успел поработать профессиональным сетевиком в ряде коммерческих фирм, участвовал в ряде довольно серьезных проектов. Это дало и опыт-знания, которые в меру возможности транслировались на школу, и необходимый доход моей довольно большой семье. Одним из направлений деятельности было внедрение корпоративной почты. Приживалось все, как обычно, непросто. Но постепенно в администрации и у школьных ИТ-шных коллег прижилось.

-На чем было обосновано решение начать использовать Goolge Apps? Ведь опыта внедрения этого сервиса в образовании, тем более на русском языке ни у кого еще не было?

А грянул главный стимул сисадмина – авария: полетел жесткий диск. Поскольку сисадмин я был все таки опытный, почта не умерла. Но во весь рост встала проблема восстановления надежности. В школе все в ИТ жило по остаточному принципу (и, к сожалению, живет поныне), поэтому найти такой же диск удалось с большим трудом (старье), а ставить новые было бы дорого. И тут на глаза попалось предложение Google о развертывании корпоративных ресурсов для школ бесплатно. Сомнения меня не мучили ни разу: крупная фирма, отсутствие головной боли с “летучими” дисками … Про язык – это учительские заморочки. Если относиться к буковкам на экране не как к словам, а как к значкам-кнопочкам, проблем нет. Детям буквы не помеха. В нашей школе эта проблема смягчена тем, что многие в состоянии читать по-английски. А в интерфейсе электронной почты управляющих слов – раз, два … и обчелся.

-Насколько сложна была работа по интеграции Google Apps в существующую инфраструктуру школы? Каких дополнительных технических усилий она потребовала?

Сложность была одна – не хотелось вести параллельно разные системы авторизации. У нас с начала 90-х годов работает прекрасная сетевая система NetWare. Она и мне хлеб дала в тяжелые 90-е, и школу лишила головной боли с администрированием сети. Жаль, владельцы проиграли маркетинговую войну Microsoft. NetWare и сейчас верой и правдой служит школе в последней инкарнации OES-2. Ее сразу же захотелось скрестить с системой доступа GoogleApps. Тут уже наши яйцеголовые выпускники расстарались и, воспользовавшись Google API, состыковали их. Причем, попробовали разные способы. Сейчас остановились на синхронизации паролей.

-Сейчас вы уже не работаете в школе. Что там будет происходить? Будет ли проделанная работа сходить на нет, или дело зашло так далеко, что без Google Apps работа школы уже немыслима?

Учитывая, что меня сменил один из упомянутых “яйцеголовых” выпускников, повода для отказа от Google Apps я не вижу. Да, и не завидую я тому, кто на это бы решился: сегодня корпоративные ресурсы гимназии 45 – массовый инструмент каждодневной работы подавляющего числа сотрудников. Когда Google вводит новые сервисы и скрипты, некоторое время случаются технологические накладки. Если что-то перестает ненадолго работать или работает необычно, начинается трезвон в ИТ-службе.

-Что дало внедрение Google Apps для школы в целом? Какие сервисы из пакета оказались наиболее востребованными, а что не прижилось?

Почта приказом по школе введена в статус обязательного канала информации: если сотрудник не получил информацию, т.к. не открыл почту, это его провинность. Были случаи, когда неиспользование длительное время корпоративной почты было основанием для оргвыводов при распределении премии. Общешкольное планирование делается исключительно в календарях Google – уже никто и не помыслит сводить планы разных подразделений как-то иначе. Документы Google используются для публикации заданий, на которые делаются ссылки в электронном журнале РУЖЭЛЬ. Журналу все равно, где лежит документ, но учителям именно такой способ публикации оказался пока наиболее прост.

Возможности совместного редактирования пока не очень прижились. Большой спрос на возможности публикации фото и видео материалов. Он может получить развитие с новыми возможностями GoogleApps – вопрос только с ресурсами по доступным школе объемам. Сколько на это может быть выделено места в корпоративном доступе? Думаю, востребованными окажутся группы почтовой рассылки, т.к. они позволяют неплохо защититься от спама, индивидуально настроить способ оповещения. Внешние группы были и раньше, но внешний вид адреса тоже играет роль.

-Правильно ли я понимаю, что сегодня свой аккаунт в домене Google Apps есть у каждого школьника 45 гимназии? Используются ли возможности Google сервисов в учебной работе?

Нет, мы не стали заводить учеников в Google Apps, чтобы не думать о распределении прав. Нам было удобнее иметь в корпоративных ресурсах только сотрудников – это облегчает распределение доступа к документам. Обычно то, что нужно давать в доступ ученикам, может быть общедоступно. Давая доступ только в рамках домена, мы уверены в ограничении круга доверенных лиц только сотрудниками. Отсутствие учеников в домене нам не мешало. Новые возможности с появлением поддоменов, вероятно, изменят ситуацию.

- Если бы вы сейчас начинали эту работу – что бы вы стали делать по-другому? Что бы вы посоветовали школам, принимающим решение о целесообразности перехода на Google Apps?

Я абсолютно доволен принятым когда-то решением, спровоцированным аварией на школьном почтовом сервере. Сейчас гимназия 45 осваивает новые возможности по работе с поддоменами (я еще на заре внедрения поднимал эту тему). Если Google внимательно отнесется к отзывам и предложениям по оптимизации администрирования поддоменов, сервисы Google Apps для школ могут стать еще удобнее. Но даже в “пред-поддоменном” состоянии они являются одним из прекрасных ресурсов школьных CEO, т.к. существенно облегчают организацию современного ИТ-сервиса с минимальной головной болью для сисадмина школы. Любой инструмент требует освоения. Их сейчас много, поэтому часто возникает сомнение, стоит ли терять время на знакомство с тем или иным конкретным инструментом? В таких случаях мы прибегаем к мнению референтных знакомых. Кому мое мнение кажется референтным, совет простой – “не проходите мимо”: как минимум, стоит познакомиться.