Мы сегодня много говорим о технологиях и методиках формирующего оценивания, когда оценка (не отметка!) ориентирована на выявление образовательных потребностей ученика и его пробелов в знаниях для того, чтобы максимально их удовлетворить и восполнить, а также его достижений, чтобы создать ситуацию успеха для дальнейшего продвижения учащегося…
Что я могу привести в качестве примера из личного опыта? Попробуем его несколько систематизировать. Надеюсь, что эта копилка будет нами пополняться...
Пример 1. Использование Google-таблиц для перекрестного оценивания образовательных продуктов и саморефлексии студентами в ходе проекта «Наше альтернативное будущее» (этапы работы над проектом и содержание заданий отражены в блоге).
Какие ошибки были нами допущены? И «на какие грабли, не следует наступать»?…
Как показала практика, в подобную таблицу надо обязательно вносить ссылки на образовательные продукты, созданные учащимся или командой. Иначе таблица становится «безликой», не виден сам предмет оценивания (кстати, на первом этапе - это ментальная карта, втором - SWOT-анализ, третьем - лента времени или Google-карта, пятом - фишбоун). Для того, чтобы посмотреть и оценить сами продукты, участники проекта должны перейти на соответствующую страницу блога (указана рядом с названием этапа), найти ссылку на работу группы и перейти на соответствующую страницу, что создает определенные сложности в навигации.
Для сравнения правки внесены для 1 этапа (рядом с названием команды указан URL-адрес созданного командой продукта). Кстати, можно условиться и указывать адреса, например, в комментариях (продублировано для 1 этапа). Но для упрощения навигации удобнее всего для URL-адреса резервировать отдельную ячейку, тогда переход по ссылке будет максимально упрощен (не потребуется копировать адрес в адресную строку браузера). Это буквально видно в следующем примере.
Пример 2. Использование Google-таблиц для мониторинга результатов образовательной деятельности учащегося.
Посмотреть таблицу по ссылке...
В этом случае право на редактирование Google-таблицы принадлежит только преподавателю. Для оценки деятельности учащегося используется цветовое решение.
Если такую таблицу открыть для редактирования учащимся, то методика применения этого инструмента может измениться. Например, публикуя ссылку, учащиеся проводят самооценку созданного продукта (естественно, что критерии должны быть обозначены), окрашивая соответствующую ячейку. А рядом появляется столбец для оценивания работы преподавателем.
Таблица с внесенными изменениями...
Как видно, оценивание работы преподавателем и учащимся может не совпадать (цвета соответствующих ячеек отличаются). В этом случае, естественно, от преподавателя требуются комментарии...
Можно привести примеры использования Google-таблиц для формирующего оценивания в сетевом проекте "Вчера - сегодня - завтра":
- для мониторинга продуктивной деятельности команд в течение всего проекта;
- для оценивания деятельности команды на конкретном этапе.
Пример 3. Использование блога в качестве инструмента оценки понимания.
А вот как писали о формирующем оценивании мои студенты… Не судите строго, у них еще нет достаточного опыта…
Думаю, что такие страницы можно считать реализацией технологии проверки понимания фактического материала учащимися, инструментом оценки прогностических навыков и т.п. ...
Пример 4. Использование Google-анкет как инструмента формирующего оценивания.
Этот инструмент, на наш взгляд, достаточно органично может быть использован как на этапе выявления образовательных потребностей учащихся, так и как инструмент стратегии понимания. Естественно, что назначение будет однозначно определяться содержанием вопросов.
Такой инструмент был использован в проекте "Вчера - сегодня - завтра" длясамооценки учащихся работы в группе (технология поощрения саморегуляции и сотрудничества) и рефлексии руководителей команд.
Результаты ответов школьников и педагогов - участников проекта позволили организаторам проекта сделать соответствующие выводы:
- подведение итогов для школьников;
- подведение итогов для руководителей команд.