Google+

Tuesday, April 23, 2013

Саммит Google в Пскове - Часть 1


18-19 апреля в Пскове состоялся первый на территории стран СНГ и Балтии саммит Google. Предлагаем нашим читателям небольшой отчет о том, как это происходило.


После того, как в ноябре прошлого года в Москве была проведена Академия преподавателей Google, встал вопрос - “а что дальше?”  В воздухе начала видать идея саммита Google. В отличие от Академии, которая традиционно проводится на базе одного из офисов компании Google, саммит может быть проведен в университете,  в институте повышения квалификации и в школе. Ежегодно в мире проводится несколько десятков саммитов Google, в ходе которых учителя осваивают современные сетевые технологии.


Для нас было важно не просто поговорить в ходе саммита Google о сетевых сервисах, но и встроить это мероприятие в отечественную систему повышения квалификации. Поэтому, взяв идею Google саммита, мы постарались адаптировать ее формат под наши условия. В результате было найдено несколько ключевых моментов, вокруг которых мы и строили подготовку к саммиту:


-Саммит должен быть интегрирован в региональную систему повышения квалификации учителей. Для нас было важно показать, что сетевые технологии - это не нечто, уводящее учителей в сторону от тех целей и задач, которые они решают в своих школах, а способ освоить эффективные сетевые инструменты обучения. Поэтому, когда предложение провести такой саммит поступило от Псковского регионального центра дистанционного обучения (РЦДО ПОИПКРО), то мы поняли, что это - предложение, от которого невозможно отказаться.


-В саммите должны участвовать не отдельно взятые учителя, а школьные команды.  Мы хотели, чтобы с самого начала в школе начала складываться команда единомышленников, в которую входили бы учителя разных предметов, люди, более склонные к решению задач технического характера, а также представители школьной администрации. В этом смысле саммит дал совершенно замечательный кейс - команду Чихачевской средней школы уверенно вела к успехам ее директор - Марина Ивановна Пилкина, не только на словах, но и на деле возглавляя свой коллектив.


-Очной части саммита должна предшествовать дистанционная. Двух дней саммита может быть достаточно для того, чтобы познакомить его участников с основными сервисами, поговорить о возможных путях их применения в школе. Однако для того, чтобы саммит можно было считать состоявшимся, его участники должны не только познакомиться с набором сервисов, но и научиться использовать их для построения информационно-образовательной среды школы. Поэтому перед началом очной части саммита мы решили провести дистанционную часть, которая длилась почти два месяца.


-Саммит должен собрать не случайных людей, а стать этапом развития сетевого сообщества. Одной из причин, по которой местом проведения первого в России саммита стал Псков, было то, что именно в Псковской области сложилось очень успешное сетевое сообщество, заслуга в чем принадлежит методистам псковского РЦДО.  


Решения: подключение школ “одним пакетом”

В ходе подготовки к саммиту и в процессе самого саммита возник вопрос, о котором мы поначалу даже не задумывались. Дело в том, что до этого момента разворачивание школой домена Google Apps всегда понималось как дело сугубо индивидуальное, в чем-то даже интимное. Все создаваемые у нас до сих пор домены Google Appls развивались примерно по одному пути. Школа регистрирует свой домен - школа подключает его к Google Apps и затем переводит его в режим “Google Apps для образования. Однако, по опыту работы известно, что для многих эта операция оказывается достаточно сложной.

Не в любой школе есть учитель, который разбирается в регистрации доменных имен. Не всегда школа находит способ зарегистрировать доменное имя бесплатно (хотя такие возможности есть) - а поиск любых незапланированных денег для школы, как известно, проблема. В ходе регистрации домена надо подтверждать свое право на его собственность, изменяя CNAME записи или выкладывая файлы подтверждения в корневой каталог домена, что, мягко говоря, не совсем то, чему нас учили в пединститутах. Понятно, что если человек делает все это в первый раз в жизни (что чаще всего и происходит), то он часто совершает ошибки. Поэтому при организации псковского саммита мы постарались взять эту часть работы на себя, чтобы, собравшись на его очную часть, мы бы смогли вручить школам их домены Google Apps в конвертике и “под ключ” - в уже готовом к использованию виде.  

Нас очень выручил псковский Региональный центр информационных технологий (ГБУ РЦИТ ПО), который поддерживает систему доменных имен для школ области. У каждой школы уже есть свой домен третьего уровня, который выглядит как sсh№.pskovedu.ru Именно эти домены мы использовали для разворачивания Google Apps для образовательных учреждений, работая при этом в тесном контакте со специалистами центра. Естественно, для школ это решение получилось абсолютно бесплатным. Опыт взаимодействия оказался очень успешным и 18 апреля, когда начал работу наш саммит, школы получили в конвертиках всю регистрационную информацию, необходимую для работы в доменах. Кроме этого мы получили очень ценный опыт взаимодействия с людьми, которые занимаются информатизацией системы образования региона. Как выяснилось, у нас есть целое поле для возможной совместной деятельности.


Дистанционная часть саммита, сетевой экстрим

В проведении саммита этот этап нельзя считать подготовкой, это просто его составная часть. Возможно даже - основная. После прожитого в “сетевом экстриме” никто из его участников - уже не пассивный участник обучения, у каждого есть своя цифровая история, свой ресурс, свои следы в Сети. Мотивация к участию в очной встрече сильно возрастает - все как-будто хорошо знакомы друг с другом, знают о проблемах (они во-многом у разных школ схожи), видели портфолио друг друга, знакомы с работами, выполняемыми на разных этапах. Осмысленность в освоении содержания саммита, идей выше, глубже после дистанционного обучения.

Анализ информационно-образовательной среды школы

Точкой входа в  “экстрим” стала страница на сайте псковики. На этом шаге школьные команды  коллективно работали над SWOT-анализом информационно-образовательной среды школы.  Пример документа  можно посмотреть у команды гимназии г. Невеля.

На втором этапе, который проходил в закрытой среде  GApps Псковского ИПКРО , участникам была предложена схема проектирования, которая заключается в возможно более точном описании двух ситуаций - наличной и желаемой. Наличная - “как есть сейчас?”, желаемая - “как мы хотим, чтобы стало?


Пример выхода на задачи и решения с использованием Google Apps от команды СОШ из Куньи

Разрыв, образующийся между двумя описываемыми состояниями, может быть преодолен за счет каких-то конкретных, хорошо прописанных шагов - задач, которые предстоит решить коллективу школы для достижения обозначенной цели. Проектирование, собственно, и заключается в формулировании этих самых задач. Предметом проектирования на данном этапе стал инфообмен школы.

Результатом коллективного сетевого мозгового штурма становится документ  "Облачная школа". Этап 2. Проблемы и решения, содержащий “выжимку” продуктов совместной работы. При всех различиях в определении ИОС школы, а также разных внутренних ситуаций в учебных организациях, на этом этапе оказывается возможным определить тот ресурс, которым школы обладают, при том, что они могут его совсем не осознавать, как ресурс развития.

Перечислим главное:

  • сформулирован список задач, которые могут быть решены с помощью ИКТ;
  • открытость и готовность коллектива школы к инновациям;
  • осознание рисков, “если ничего не менять”, “оставить как есть” и т.д.
  • школы открыты к сотрудничеству с партнерами.

Есть и другие пункты в этом списке, но очень важно подчеркнуть именно эти - нематериальные - ресурсы, которые часто бывают недооценены школьными командами.
Известно, что хорошо сформулированная и описанная проблема является наполовину решенной. Она уже содержит решение, только надо уметь его увидеть.
Какие же из решений предложили участники? Опять перечислим основные идеи, выдвинутые школьными командами:

  • создать в школах  рабочую группу по конструированию ИОС;
  • познакомить участников  с возможностями сетевого взаимодействия;
  • внедрить GoogleApps как платформу для построения информационной образовательной среды школы;
  • поощрять участников (стимулирование активных пользователей, моральное и материальное стимулирование педагогов);
  • организовать обмен опытом по использованию средств ИОС...

Надо сказать, что подобное обучение школьных команд для организаторов не было первым опытом дистанта, тем не менее, мы чуть не упустили из виду, что хоть школы-участники и из одного региона, но друг друга могут и не знать. Что учителя представляют не только себя, но и свои школы. Ошибка была исправлена и школы заявили о себе, представив команды поименно.



Создание сообщества “Учителя Псковской области” в Google+

Дальнейшие этапы проходили в двух режимах. Во-первых,  на сайте Google, где постепенно скапливались материалы дистантного курса, работы  участников “экстрима”, комментарии, полезные ссылки и другая информация. Во-вторых, в открытом  сообществе учителей Псковской области в G+ Для нас опыт обучения в сообществе Google+ был делом довольно новым. Социальная сеть Google+ имеет ряд преимуществ с точки зрения организации обучения и повышения квалификации. Во-первых, ее администрация тщательно следит за чистотой сети. Здесь не на шутку развернута борьба с пиратским контентом и материалами ненадлежащего содержания. Большим плюсом является и интеграция в сеть Google+ всех сервисов Google - в публикацию легко можно вставить ролик с Youtube, документ с диска Google, опросную форму или презентацию.

С дополнительными возможностями обмена и комментирования в G+ обучение заметно активизировалось, очевидно, проявился “втягивающий” эффект сообщества. Теперь каждая опубликованная работа участников вызывала волну “лайков” и комментариев.


В таком режиме в течение двух-трех недель были освоены новые для участников сервисы: карты Google, разные типы документов Google (таблицы, рисунки, тестовые документы). Еще одним достоинством сети Google+ является то, что работа в сообществе не заканчивается вместе с саммитом. Учителя могут продолжать общаться, помогать друг другу, делиться опытом и после его окончания.

Поэтическая эстафета

Когда участники саммита собрались в сообществе Google+ , эмоции, видимо, переполнили их настолько, что они начали рассказывать друг другу о своих успехах в стихах. Из этого получилось простое, но эффективное задание с картами Google. Все школы-участники саммита были отмечены метками на карте, а рядом с одной из школ была положена “эстафетная палочка”. 


Участникам школьной команды, обнаружившим эту палочку, надо было написать стихотворное приветствие одной из других школ-участниц и положить эту палочку рядом со значком этой школы. За неделю палочка обошла по кругу школы-участницы несколько раз.





















Формирующее оценивание

Уже в ходе дистанционной части саммита возникла идея познакомить его участников с возможностями скриптов Google Apps. Материал это достаточно сложный, поскольку настройка скрипта, как правило, состоит из нескольких шагов. Мы предложили участникам саммита освоить возможности Google Apps для проведения формирующего оценивания. Для этой цели был использован специальный скрипт Doctopus. Настройка скрипта подробно описана в статье Формирующее оценивание средствами Google Apps. , однако у нас не было полной уверенности в том, что все участники саммита смогут с этим самостоятельно разобраться. Инициативу взяла в свои руки учитель начальных классов из шк. №13 Великих Лук Нина Чеснокова. Она не только разобралась с тем, как работает сложный скрипт, сама, но и помогла разобраться с этим своим коллегам. Организаторы саммита не смогли удержаться от того, чтобы наградить Нину почетным званием Ниндзя Google Apps!





Вебфолио

Знакомство с разновидностью электронного портфолио, которое существует как пополняемая “облачная” коллекция, началось с выполнения заданий рабочего листа  Вебфолио учителя.  Затем, освоив теорию, участники принялись рисовать свои будущие портфолио с помощью инструмента рисунки Google. Этап разработки и создания личных вебфолио участников подробно описан в статье Набросаем портфолио на карту... Этап проектирования “в рисунках” оказался  полезен: он помог учителям приступить к созданию своих личных портфолио.

Видеовстреча

Но создать несколько страниц на сайтах Google - еще не значит - создать портфолио. Только тут приходит понимание, что появление каждой новой страницы сопровождается процессом появления новых вопросов. Их хочется кому-то задать, но часто бывает так, что задать их некому - рядом нет людей с опытом разработки портфолио.  Остается консультироваться в Сети, что и сделали наши участники, выкладывая в сообщество  ссылки на “новорожденные” портфолио. Там “отнестись” к портфолио, высказать свое одобрение или критику могли все участники сообщества.
Для того, чтобы понимать, куда двигаться дальше, как развивать свои портфолио, каковы “правила хорошего тона” в разработке портфолио, понадобились критерии оценивания портфолио.  Такие сложные и объемные документы можно создавать только коллективно: одному человеку невозможно учесть всех нюансов, да и критическая оценка не помешает. Поэтому для организации коллективного обсуждения критериев был использован новый  инструмент видеовстреч - Hangout. Этот формат позволил нам поработать с заготовкой документа и обсудить его в реальном времени.




Подробнее о том, каковы были подходы к созданию критериев для портфолио, можно прочитать в посте О критериях оценивания электронного портфолио учителя

Продолжение следует


Оксана Петрова
Людмила Рождественская
Ольга Урсова
Борис Ярмахов