Программирование - это проще чем кажется?
С 4 по 12 декабря миллионы школьников по всему миру приняли в участие в акции “Час Кода”, посвященной популяризации программирования. Проводилась эта акция и в России. Учителя и ученики московских школ ГБОУ СОШ № 777 и школ № 1595, 1366, 1996 решили проверить, действительно ли программирование - это проще, чем кажется. Поэтому в воскресный день, 7 декабря в ГБОУ СОШ №777 собрались 50 школьников 5-6 классов, чтобы принять участие в Дне Кода. И хотя ребята до этого дня о программировании не знали почти ничего, с заданиями и трудностями справились успешно.
День Кода проходил в командах по 7-8 человек, во главе с учителем информатики. В ходе образовательного события участники в форме увлекательной игры-квеста познакомились с основами программирования и алгоритмизации, поработали в среде визуального программирования, научились создавать собственные программы, а также приобрели навыки поиска информации в интернете. Работа с компьютером чередовалась с обучающими командными активными играми. Получали задания и отмечали свой прогресс участники через сайт мероприятия.
Все в сборе. Начинаем |
Перед началом работы, участники посмотрели видеофрагмент о программировании и роли IT-индустрии в современном мире, обсудили, кто такие программисты, что ребята знают о программировании и IT. И пришли к выводу, что программы окружают нас практически повсюду: не только когда мы хотим развлечься и играем в компьютерную игру, но и когда перед нами стоит сложная и большая задача, например такая, как космические полеты.
В сценарий мероприятия была заложена метафора путешествия к далеким планетам, их исследования в поисках мест, пригодных для жизни человека. Каждая команда занималась подготовкой полета и проведением исследования на одной планете. Цель команд - собрать как можно более полный материал, провести исследования, и отправить на планету первых поселенцев. Участникам предстояло постепенно двигаться к цели, выполняя задания по этапам.
В сценарий мероприятия была заложена метафора путешествия к далеким планетам, их исследования в поисках мест, пригодных для жизни человека. Каждая команда занималась подготовкой полета и проведением исследования на одной планете. Цель команд - собрать как можно более полный материал, провести исследования, и отправить на планету первых поселенцев. Участникам предстояло постепенно двигаться к цели, выполняя задания по этапам.
Начало любого исследования - это Поиск и сбор информации по заданной теме. Командам были предложены задания на поиск информации в Интернете. Участники искали информацию о космосе, космонавтах, далеких планетах, роботах. Ребята научились не только находить ответы на вопросы, записанные текстом, но и выполнять поиск по картинке. Задания были и простые, и не очень, например:
Переведите на русский язык название последнего запущенного марсохода.
или
Какое отношение чешский писатель Карел Чапек имеет к роботам?
или такое задание:
или такое задание:
Второй этап миссии - Подготовка роботов. Мы старались, чтобы ребятам не приходилось постоянно сидеть за компьютером, поэтому на этом этапе участники раскрашивали деревянные фигурки роботов.
На следующем этапе участникам необходимо было подготовить стартовую площадку для ракеты. Задание для каждой команды: управляя “роботом”, раскидать кучи земли и закопать ямы так, чтобы на площадке не осталось неровностей. Управляли участники исполнителем “Фермер”, для которого им было предложено 11 заданий - от самого простого к более сложному. Программы составляли в визуальной среде программирования. Каждый работал за свои компьютером, а возникающие сложности обсуждали в команде. Если же трудности возникали сразу у многих участников разных команд, то ребята, которые смогли с ней справится, показывали свое решение проблемы на большом экране.
Выполнение заданий на этапе "Готовим площадку для старта" Наши гости +Елена Ремизова и +Ирина Афонина задумались над заданием |
Четвертый этап - Исследование почвы и атмосферы - нацелен на то, чтобы ребята научились сами читать и выполнять алгоритм, записанный на бумаге с помощью условных обозначений. Теперь каждой команде было предложено клетчатое поле, которое должен “исследовать” робот: посчитать количество пригодных для жизни клеток, отмеченных желтым цветом. Каждая команда получила на листке бумаги программу для своего робота, которую необходимо было выполнить. После того, как весь алгоритм пройден, команды должны подсчитать, сколько клеток каждого цвета встретилось на пути робота. Если среди встреченных клеток больше половины - желтые, значит область пригодна для колонизации. По итогам своей работы, команды сделали вывод о том, пригодна ли данная местность для жизни.
Этап "Исследование почвы и атмосферы" |
Пятый этап - Исследуем ландшафт планет. Участники продолжили знакомится с основами алгоритмизации, работая в визуальной среде программирования. На этот раз они управляли роботом - исследователем “Художник”, который ходит по далекой планете, и для которого участники должны описать траекторию, по которой он будете перемещаться. Каждый участник выполнял задания за своим ноутбуком, но в случае затруднений, кто-либо из учеников выходил на сцену и демонстрировал для всех на большом экране, как можно решить сложную задачу.
После того, как команды успешно справились с заданиями для “Художника”, оказалось, что робот прислал им результаты своих исследований. Однако, его сообщение закодировано двоичным кодом: оно представляет собой набор клеток, закрашенных серым или красным цветом. Теперь командам пришлось Обрабатывать результаты исследования. Участники, располагая кодировочной таблицей, должны были расшифровать сообщение и внести результат в общую таблицу. На этом этапе ребята познакомились с понятием двоичного кода.
Расшифровываем сообщение от робота |
Следующий, седьмой, этап - Эстафетное программирование. Здесь основная цель - слаженная работа в команде, именно это умение и нужно было продемонстрировать участникам. Каждая команда должна была составить программу для Художника, чтобы он нарисовал домик. Сложность же состоит в следующем: команды должны продумать алгоритм рисования не имея доступа к компьютерам. Ребята в команде обсудили, какой домик и как они будут рисовать.
Подготовка к эстафете |
Затем началась эстафета: от каждой команды к ноутбуку подходил один участник, по сигналу ведущего он начинал составлять программу на ноутбуке, ровно через 30 секунд, также по сигналу ведущего, работа останавливалась и к компьютеру подходил следующий участник команды, еще через 30 секунд человек у компьютера опять сменялся и так до тех пор, пока не пройдут все участники команды. Каждый следующий участник дописывал программу, которую начали писать его предшественники.
На старт! Внимание! |
Только по окончании эстафеты программу можно было запустить и посмотреть результат. Команды справились с заданием по-разному: у каких-то команд домик вышел “образцовый”, а у некоторых - немного нестандартный. Однако все ребята были очень увлечены и обсуждением программы, и эстафетой.
Эстафетное программирование |
Наконец, последний этап - поиск и запуск космических кораблей. Здесь каждой команде был предложен алгоритм, описывающий последовательность действий для того, чтобы найти место расположения своего космического корабля. Каждый “корабль” (воздушный шар в форме ракеты) был спрятан в соседних с залом помещениях. После точного выполнения инструкций, участники приходили в нужную точку и могли забрать свой летательный аппарат.
Корабли готовы к старту |
День Кода завершился торжественным запуском космических кораблей с крыльца школы.
Мы получили много теплых отзывов о мероприятии, но самый лучший отзыв - это довольные и сосредоточенные лица ребят.
Ученица ГБОУ СОШ №777
Мне понравился этот день! Было много интересных и развивающих игр, которые помогли мне повысить свои знания в компьютерах. Хотел бы еще раз поучавствовать в этом замечательном празднике!!!
Ученик ГБОУ СОШ №1595
Сегодня я провела замечательный день в школе №777.Я была в команде другого класса,но мне все равно понравилось!Ребята из другой школы были очень дружелюбными!Мы работали слажено и поэтому у нас все получилось. Задания были интересными и увлекательными.Мне запомнились эти занимательные часы!
Ученица ГБОУ СОШ №1595
Игра интересна тем, что дети работали в команде (сдружились), научились работать в новой программе, а также побывали в роли программиста. Всё очень понравилось! Главное детям понравилось! Спасибо!
Педагог ГБОУ СОШ №1996
Мероприятие продемонстрировало многие приемы и методы организации работы детей при обучению программированию. Это, безусловно, можно и нужно использовать при обучению программированию. Интересна организация коллективной работы, чередование различных видов деятельности, использование он-лайнового секундомера, использование таблиц продвижения в облаке.
Педагог ГБОУ СОШ №1590 +Ирина Афонина
Мы хотим выразить благодарность всем педагогам, которые работали вместе со своими учеников на Дне Кода и особенно нашим гостям +Ирина Афонина и +Елена Ремизова.
Организаторы Дня Кода +Ekaterina Dodonova и +Мария Смирнова
No comments:
Post a Comment