Google+

Sunday, January 4, 2015

Саммит Google в школе №777. Попытка интерпретации статистики

Начало>>
Продолжение>>

Одной из задач, стоящих перед сектором информатизации в нашей школе, является перевод школьной ИОС из режима разработки в режим апробации на уровне всех структурных подразделений комплекса. Для этого нам было необходимо создать условия для вовлечения педагогического персонала и администрации в систему электронного документооборота и информационного обмена через внутрифирменное повышение  квалификации. Нашего неспешного ежемесячного тренинга для  решения этой задачи недостаточно, мы понимали, что необходимо "полное погружение".

В семинаре приняли участие 103 сотрудника из числа администрации, педагогических работников и сотрудников логопедической, психологической служб, что составляет чуть более половины от общего количества сотрудников этих категорий (200) в территориальном образовательном комплексе.

Количество участников было определено на основании следующих возможностей и ограничений:

  • в каникулярное время сотрудники школьных отделений располагают временем для повышения квалификации;
  • напротив, в дошкольных отделениях не предусмотрены каникулы, поэтому большинство педагогов ДО было занято на своих рабочих местах и не могла присутствовать в желаемом составе;
  • в каждый из двух дней семинара мы могли обеспечить техникой и консультационной поддержкой до 70 слушателей (в этом смысле второй день оказался до обидного "недогруженным");
  • программа двух дней семинара должна различаться по уровню сложности с учетом контингента участников (в первый день присутствовали участники КПК, во второй - новички, аккаунты которым были созданы непосредственно перед семинаром).

Процесс отбора участников семинара оказался весьма непростым делом. Необходимо было учесть множество факторов, то усиливающих, то ослабляющих друг друга:

  • уровень ИКТ-компетенций потенциальных участников;
  • активность посещения курса повышения курсов повышения квалификации в школе и в МИОО сотрудниками разных подразделений;
  • обеспечение равные для всех структурных подразделений возможностей обучения сотрудников;
  • ресурсные дефициты структурных подразделений и прочее, прочее...
Диаграмма вовлеченности сотрудников разных структурных подразделений показывает, что обеспечить равный доступ нам не удалось и "цифровой разрыв" между сотрудниками разных структурных подразделений сохранился, но при этом мы ответили на запрос сотрудников и администрации подразделений. Хорошо это или плохо - покажет время. (А как бы ответили вы, уважаемые читатели?) Тем не менее, в каждом структурном подразделении теперь есть свои “агенты влияния”, которые во-первых, могут сами использовать школьную ИОС в профессиональной деятельности, а во-вторых, оказывать минимальную консультативную помощь и моральную поддержку на местах. 
Какие задачи мы перед собой ставили:
  • Познакомить участников семинара с возможностями и механизмами использования облачных технологий в организации информационного обмена и документооборота ;
  • Мотивировать слушателей использовать службы школьной ИОС;
  • Познакомить участников с особенностями работы на ноутбуках HP Chromebook 14.
В ходе семинара был дан обзор служб школьной ИОС для организации электронного документооборота и информационного обмена. В практикумах использовались примеры, иллюстрирующие возможности школьной ИОС на базе Google Apps for Education, практические задания имитировали ситуации из школьной жизни, в которых сотруднику необходимо предоставить или обработать информацию с использованием облачных сервисов (Программа семинара).

Корпоративную электронную почту с разным успехом использует с 1 сентября подавляющее большинство сотрудников школьных отделений. Переход от использования личных почтовых ящиков к корпоративным упростил обмен почтовыми сообщениями за счет настроек корпоративной почты  на уровне домена (встроенная адресная книга, ярлыки, фильтры, списки рассылок), оптимизирующих переписку, однако работа с КЭП до семинара не была регламентирована.
Статистика ИОС особого всплеска активности после семинара не отражает:
В рамках модуля участники познакомились с Проектом положения о корпоративной электронной почте (КЭП) и прямо в документе обсуждали, уточнняли и корректировали отдельные положения. Включение сотрудников в процесс нормотворчества способствует исполняемости локальных актов.
По данным статистики школьной ИОС значительная часть сотрудников использует корпоративную электронную почту достаточно часто для того, чтобы считать возможным принятие положения о КЭП как обязательного к исполнению администрацией и педагогическим персоналом. (Или я обольщаюсь?)

Диске Google как хранилище документов сотрудники используют с начала учебного года, но если до семинара стабильно рос процент загружаемых материалов, то после мы видим использование Диска Google для создания и редактирования текстовых файлов, таблиц, форм, презентаций - в соответствии с поставленной задачей.
Почти вдвое увеличилось количество документов, предоставленных для просмотра и редактирования другим сотрудникам, что свидетельствует о готовности учителей к взаимодействию друг с другом с помощью новых инструментов внутри методических объединений и групп сменного состава, что особенно ценно в условиях пост-реорганизации образовательного учреждения, когда степень доверия между сотрудниками объединенных коллективов еще недостаточна, а механизмы взаимодействия только формируются. Однако эта готовность может смениться отказом, как только (а это хоть раз обязательно случится) чьи-то общие документы будут перемещены, удалены или некорректно отредактированы.

Поставленные перед семинаром задачи выполнены: мы привлекли, познакомили, показали, мотивировали, но это только первый шаг. Теперь мячик на стороне администрации - удастся ли включить сотрудников в электронный информационный обмен и документооборот и перенести привычные формы работы в электронный формат?

Об эффектах семинара - в следующем тексте.

Окончание следует...