Для начала - небольшая история из жизни.
Несколько лет назад я в качестве гида возил группы детей по Украине. И среди них попалась одна группа из Одессы, от которой отказывались все коллеги. Работать с ними было совершенно невозможно - они совершенно не умели слушать. Информация, вливаемая в них, тут же выливалась обратно. Так как я был единственный мужчина в женской компании коллег, то, естественно, именно я взвалил эту команду на свои плечи.
Первые полдня был сущий ад - они жевали жвачку, заливались колой, болтали в голос и не слышали ни одного моего слова.
Анализирую ситуацию, и понимаю вдруг, что дети эти попросту не умеют держать внимание больше пяти минут...
Такая вот особенность. Три минуты слушают нормально, а на четвертой - глаза начинают блекнуть, и на шестой на губах уже надувается пузырь бубль-гума.
И вот тут-то у меня и пошла работа. Я делил свои выступления на маленькие фрагменты, выпаливал их и, проходя пятнадцать метров, останавливал группу, чтобы выложить следующую порцию.
Я задавал вопросы - и, о чудо! - они помнили, о чем мы говорили не только полчаса назад, но и вчера!
Это была победа. Дети эти потом несколько лет просили, чтобы в поездках гидом у них был только я, да и сегодня, встречаясь, уже совершенно по другим поводам, с коллегами-информатиками из той школы, я слышу рассказы о тех поездках...
Рассказал я эту историю не для того, чтобы похвастаться, какой я крутой - я давно уже не работаю гидом. Да и не сделал я тогда ничего сверхъестественного. Я просто уловил внутреннюю потребность тех детей получать информацию квантами, порциями.
Мне кажется, что это приобретает особенную важность при е-обучении (есть у нас какой-нибудь русский термин для перевода e-learning?).
При традиционном способе обучения ученик получает 1 сентября стопку учебников, в которых есть все. Велик соблазн сделать то же и на компьютере - вот конспекты всех уроков: надо будет - почитаешь.
Так вот - не работает.
Не прочитает, ибо ключевое слово здесь - "надо будет".
Не надо будет.
E-learning воспринимается (или должно восприниматься детьми, как некий аналог игры, квеста, в котором самое главное и интересное таится под жирной кнопкой NEXT.
Раскрывая карты, мы уничтожаем интригу. Зачем учить, если все уже написано. Зачем учить сегодня, если можно пробежать глазами конспект перед экзаменом?
Выдавая сегодня лишь порцию информации, мы заставляем ребенка использовать ее более эффективно - ведь другой просто нет.
Правда, призывая к интриге, я должен предупредить, что она-таки должна быть. Тупо сканированные страницы учебника, размещенные в качестве квантов информации в Moodl'e обречены на провал.
Интрига, интрига и еще раз интрига. В детском образовании без нее никуда. И не обязательно высасывать из пальца квесты, БРИГи (БРИГ - большая ролевая игра) и прочее. Даже самое скучное занятие можно представить, как игру. Например, есть очень красивое описание, которое рассматривает процесс создания Википедии в качестве ролевой игры.
Сходил по ссылочке - очень интересно, достойно перевода и популяризации. Мы как раз придумываем квест к летнему лагерю OLPC. Похоже "сама то!"
ReplyDeleteВчера встретил у Ширки - Всякий URL сегодня - место для потенциального образования сообщества - место для взаимодействий. В Вики масса таких мест для взаимодействия. Возможный сценарий - взять страницы про животный и растительным мир (собрать их сначала в АстроВики) и предложить игрокам обустраивать или захватывать эти страницы. Захватом можно считать добавление фотографий объекта. Или координат можно lобавлять, но это сложнее.
ReplyDelete