Как сделать успешный сетевой проект со школьными учителями?
Этот текст - попытка сделать шаг назад и посмотреть, что можно сделать для успешного включения служб и сервисов Google в учебную деятельность российских учителей и учеников. Такое включение уже происходит и мы принимаем в нем активное участие. Вопрос стоит в том, как это участие измерить и куда это участие направить. В июне 2008 года в нескольких городах России прошли конференции, летние школы и круглые столы, где сервисы Google внимательно рассматривались и обсуждались Задача состоит в поиске устойчивых общественных тенденций и включение их в учебный процесс. В качестве примера успешного проекта в тексте ссылки на проекты Летописи.ру и Scratch - http://scratch.mit.edu/ -Успешный образовательный проект = действующее сетевое сообщество
Перечень успешных стратегий
- Общая идея проекта должна быть проговорена, обсуждена и понятна всем участникам. Идея проекта обязана выходить за рамки системы, которую мы рассматриваем. Например, задача проекта состоит в том, чтобы перевести учителей из состояния 1.0, когда они получают информацию и передают ее ученикам, в состояние 2.0, когда они активно делятся информацией, сотрудничают, живут и думают в сети. Задача проекта не может состоять в продвижении технического средства - никому в образовании это не может быть интересно. В книге The Necessary Revolution. How Individuals And Organizations Are Working Together to Create a Sustainable World примеры системных изменений, над которыми работают отдельные люди, организации и корпорации (отдельного внимания требует упоминание инициатив Google в области возобновляемых источников энергии). + Google's Goal: Renewable Energy Cheaper than Coal
Дж.Фишер говорит и пишет о переходе от модели информационного потребления, когда с одной были дизайнеры и создатели контента, а с другой конечные получатели-потребители, к системам мета-дизайна, когда разрабатывается ситуация, когда потребители становятся и производителями контента. - Выбор целевой аудитории проекта. Кто будет участвовать в проекте, кому он будет интересен, как люди смогут обмениваться знаниями? В примере со Скретчем - основная целевая аудитория - школьники и для участия в сообществе предусмотрена простая регистрация и есть масса примеров, по которым они могут учиться и начинать работу. В Лого базовый принцип - Низкий пол + высокий потолок Низкий порог входа (low floor) - т.е. для того чтобы начать участвовать в деятельности достаточно владеть очень простыми навыками и учениями + начав работу можно совершенствовать свои умения и продвигаться бесконечно (верхняя граница - только небо). Scratch добавляет к этим принципам - просторные стены: внутри можно работать с самым разным содержанием, которое не ограничивается изучением математики, информатики или географии. В Летописи - учителя и студенты + школьники - и тоже, низкая планка входа
Пока с использованием Google-сервисов ясности нет. Если мы просто хотим вести внедрение сервисов Гугл, то мы должны иметь возможность собирать все разнообразие деятельности - блоги, альбомы, видеоканалы и т.д. Мы действительно можем их собирать как потоки через конкурсы. Например, конкурс учебного видео на Ютьюб - http://ru.youtube.com/group/letknowhow привлекла преподавателей к использованию сервиса. Аналогичные конкурсы могут быть организованы по блогам, персональным поисковым системам, альбомам, картам земли и звезного неба и т.п. Если целью проекта будет внедрение GoogeApps, то такое внедрение может быть интересно школьным администраторам и зам.директорам по информатизации - аудитория не очень большая. - Открытое сравнение возможностей различных средств. Если мы хотим системных изменений в мышлении и действии, то мы должны открыто сравнивать возможные средства и последствия их использования. Например, внутри Scratch сообщества открыто обсуждают возможности StarLogo, Alice и других средств. Более того, если какие-то результаты там уже зафиксированы, то нет необходимости их снова повторять. Можно просто сослаться и использовать как основания в своей деятельности. Нам нужно убедительно показывать, что это лучше и пуще других Веб 2.0 решений, с которыми школы уже работают в локальной сети - MediaWiki, WordPress, Drupal, Moodle и т.д. У нас пока нет убедительных примеров - над такими примерами нужно долго работать.
- Необходимо пояснять свои действия, рисовать карты, использовать наглядные и привычные метафоры. Например, мы использовали метафору маленьких кирпичиков, простых действий, муравьев, собирающих палочки в общий муравейник и т.д. Карты, схемы, анимации перехода из состояния 1, когда ценная информация, контент и указания поступают сверху или из центра, мы переходим к состоянию 2, когда ценность содержания связана с совместной деятельностью участников. Другой пример - Карта сервисов Google открытая для совместного редактирования.
- Начинаем проект в одной точке, где люди могут вместе работать. Это нужно подчеркнуть. Официальный сайт проекта, откуда ссылки разведут по массе активностей и справочной литературе таким местом не является. Должно быть одно общее место, где можно посмотреть и включиться в деятельность сообщества - как это было и есть с Летописью. В начале проекта число людей, которые его поддерживают, которые являются членами сообщества, очень мало и дробить их по региональному признаку очень опасно. В первый год Летописи мы активно противились созданию региональных версий проекта. С простым объяснением - давайте мы сначала соберем вместе все шишки, поймем все опасности и прелести совместной работы в этой среде. Каждая новая площадка означает частичный уход из команды одного из участников и на первых порах это могут быть невосполнимые потери. В качестве такой общей точки сборки разумно было бы использовать Google-site. Это может быть уже готовый сайт Cотрудничество в среде Google или можно создать специальный. В любом случае - нужно иметь место, где люди собирались бы и могли бы вместе работать. Это не сайт о проекте, а сайт самого проекта - его рабочее пространство, его лаборатория. Это может быть альтернативой Летописи, если мы сумеем предложить новое содержание. Может быть отрывшийся в июле GoogleKnol может быть такой площадкой, если руссифицируется интерфейс.
- Одна простая идея. Джон Маэда об этом очень хорошо пишет - средство или среда должны иметь одну узнаваемую особенность. Черепашка Лого, ссылки ВикиВики - все это очень просто и очень узнаваемо. В сервисах Google столько всего разного, что аудитория толком не может понять и выделить, что же там основное.
- Использование потенциала сообщества, возможность посмотреть - как работают и думаю другие люди, возможность научиться на опыте другого участника. В Scratch - то, что они ценят и наблюдают - повторное использование проектов, римейки и ремиксы (они очень воодушевлены тем, что 15% проектов - ремиксы). В Летописи (МедиаВики) это тоже существующая возможность - посмотреть как другие пишут и оформляют свои странички, возможность использовать готовый шаблон
- Учитываем и показываем результаты. Страницы, файлы, число записей и комментариев в блоге, число зарегистрировавшихся участников. Всё, что можно посчитать. Потом разбремся. Даже если информация ни о чем не сообщает - потом разберемся. Если удается прикрутить автоматическую аналитику с картинками - очень хорошо. "У нас 161,412 проектов и 4,068,570 скриптов, и 1,202,141 объектов, созданных 27,601 авторами из наших 127,732 зарегистрированных участников" - это очень сильное чарующее заклинание из среды Scratch. Считаемость Google активности - сильная сторона сервисов Google.
- Учитываем текущую ситуацию и обещаем то, что может быть востребовано. Переход от закладок на рабочем компьютере к социальным закладкам. Переход к хранению фотографий и альбомов в сети. Переход к совместному редактированию документов - все это простые действия, связанные с предыдущим опытом учителей и учеников. Электронная школа Google нового поколения - слишком абстрактный лозунг, чтобы на него откликнулись. "Еще один способ быстро создать коллективную визитку школы" - гораздо понятнее. Пока отношение к сети и сайтам всё еще остается на уровне - сетевое представительство школы. Летопись и региональные вики это представление заметно поколебали, но для многих эти технологии выглядели слишком радикальными. Раздача технических возможностей сама по себе ни к чему не приводит. Если мы посмотрим на русскоязычные гугл-сайты, то на 4 июля 2008 года их менее 20-ти и все находятся в зачаточном состоянии. С зарубежными проектами ситуация не лучше - есть отдельные университетские проекты из 5 - 15 страниц и всё.
- Фиксируем и перечисляем действия. Очень хороший пример на сайте Scratch - "представь - запрограммируй - поделись сделанным". Перечень необходимых действий не может быть очень длинным. Если он длинный, нужно связывать размер списка с какими-то цифрами. Например, "20 действий, которые нужно сделать, чтобы стать для мастером 2.0". У Google масса действий, но все они сводятся к простой комбинации "сделай - поделись - опубликуй", может еще скомпануй.
- Находим, поддерживаем и выращиваем евангелистов проекта. Людям должна нравиться деятельность - делать записи в блокноте и т.д. Отдельное специальное удовольствие - совместная работа в группе - коллективный блог, Google-site. Чарующее заклинание звучит следующим образом: "я начал с этим работать и эта деятельность изменила меня, способы моей деятельности, формы моего мышления" или "способы совместной работы в нашем классе изменились, мы полюбили делать, находить и править ошибки". В вики можно уже указать массу примеров того, как это работает. В образовательном блоге Google пока только самое начало коллективных действий, от которых мы начали получать удовольствие. Перечень case-studies - постоянно его обновлять и держать отдельной RSS-лентой.
- Собираем, продвигаем и используем хорошие примеры. То, что в вики - хорошие страницы для Google-служб - учебные блоги, сайты, группы YouTube и т.д. Отовюду должны лезть эти примеры хороших работ. В Летописи и Scratch всегда можно посмотреть как собрана страница или Скретч-проект. Эта возможность скопировать и видоизменить под себя - очень мощная возможность для обмена умениями.
- Делаем ошибки, критикуем и ругаемся - это нормально. Терпим неудачи и постоянно корректируем деятельность. Должны быть правила, которые нужно соблюдать. Отступление от правил, неудачные примеры должны быть обсуждаемы. Авторов надо благодарить за ошибки, но сами ошибки надо показывать и объяснять, что было сделано не так. Какие ошибки мы можем совершать и исправлять, пользуясь службами Google? С вики мы снизу начали продвижение в 2003 году и у нас уже были локальные проекты, которые никакого развития сначала не получили, а потом сложились в Летописи. Со службами Google у нас достаточно скромный западный аналог - GTA.
- Организуем здоровое соперничество. Можно даже не устраивать конкурсы, достаточно рассказывать об опыте и хвалить за достигнутые результаты. В примере с Вики - правильные статьи, совместные статьи, категории и целые ветви категорий, многократно используемые шаблоны и т.д. В случае с Google-службами: общие блокноты, ленты новостей с Google-reader, общешкольные блоги, блоги по учебным предметам, учебные видео-фильмы на YouTube, карты Google, учебные проекты с включением нескольких сервисов.
- Что продвигаем, то и используем. Если продвигаем Вики, то и работаем в Вики и не просто показываем другим людям не вики-возможности, а свои действия в этой среде. Если мы рассказываем о с службах Google, то мы и используем эти сервисы. Курс про Google не может быть реализован в среде Moodle. Для того чтобы рассказать про Google-site нужно использовать Google-site. Очень полезное заклинание - "Вы можете пользоваться этим сервисом в одиночку, никому не показывая своих достижений и ошибок". Это срабатывает для MediaWiki, Moodle и WordPress. Еще с большим успехом это может срабатывать для служб Google - заведите, попробуйте и можете никому в начале не показывать. На следующем этапе - показываем как здорово получается, если мы делаем что-то вместе.
Критерии успеха:
- Число участников
- Число страниц, статей, файлов
- Число учебных проектов, реализованных внутри сообщества
- Число связей между статьями, количество обратных связей
- Число дочерних проектов, копирующих идею на региональном уровне
План действий
Что конкретно, когда и как мы хотим делать. Кого привлекать (имена), ключевые фигуры, организации или сети, на кого будет опираться проект.
Бюджет проекта
Надо посчитать максимально детально, что и сколько будет стоить.
По поводу "Делаем ошибки, критикуем и ругаемся - это нормально".
ReplyDeleteК сожалению основная часть учителей не готова не только к тому что будут указывать на ошибки, но и вообще каким-то образом будет вестись открытое обсуждение их работ. Вот результаты опроса на сайте образования района - http://edu.dmitrov-reg.ru/pollsarchive
Как видно из него противников открытого обсуждения в 2 раза больше (народ не готов даже к обсуждению в своей среде). Но это не самое страшное. Гораздо страшнее что в районе не 11 учителей (ровно столько проголосовало), а значительно больше. На сайт ходят достаточно много. У многих он стоит в качестве домашней страницы. И где они? Не интересно?
В ответ на "Мартовские тезисы" (http://dmitrov.edu.ru/~ps/blog/2008/03/blog-post_18.html) был тлф. звонок с окриком "Нельзя!!! Убрать!!!"
И во всём видим "дуализм" :(
(http://dmitrov.edu.ru/~ps/blog/2008/04/blog-post_21.html)