Google+

Tuesday, July 8, 2008

Как сделать успешный сетевой проект со школьными учителями?



Как сделать успешный сетевой проект со школьными учителями?

Этот текст - попытка сделать шаг назад и посмотреть, что можно сделать для успешного включения служб и сервисов Google в учебную деятельность российских учителей и учеников. Такое включение уже происходит и мы принимаем в нем активное участие. Вопрос стоит в том, как это участие измерить и куда это участие направить. В июне 2008 года в нескольких городах России прошли конференции, летние школы и круглые столы, где сервисы Google внимательно рассматривались и обсуждались Задача состоит в поиске устойчивых общественных тенденций и включение их в учебный процесс. В качестве примера успешного проекта в тексте ссылки на проекты Летописи.ру и Scratch - http://scratch.mit.edu/ -

Успешный образовательный проект = действующее сетевое сообщество


Перечень успешных стратегий


  1. Общая идея проекта должна быть проговорена, обсуждена и понятна всем участникам. Идея проекта обязана выходить за рамки системы, которую мы рассматриваем. Например, задача проекта состоит в том, чтобы перевести учителей из состояния 1.0, когда они получают информацию и передают ее ученикам, в состояние 2.0, когда они активно делятся информацией, сотрудничают, живут и думают в сети. Задача проекта не может состоять в продвижении технического средства - никому в образовании это не может быть интересно. В книге The Necessary Revolution. How Individuals And Organizations Are Working Together to Create a Sustainable World примеры системных изменений, над которыми работают отдельные люди, организации и корпорации (отдельного внимания требует упоминание инициатив Google в области возобновляемых источников энергии). + Google's Goal: Renewable Energy Cheaper than Coal
    Дж.Фишер говорит и пишет о переходе от модели информационного потребления, когда с одной были дизайнеры и создатели контента, а с другой конечные получатели-потребители, к системам мета-дизайна, когда разрабатывается ситуация, когда потребители становятся и производителями контента.
  2. Выбор целевой аудитории проекта. Кто будет участвовать в проекте, кому он будет интересен, как люди смогут обмениваться знаниями? В примере со Скретчем - основная целевая аудитория - школьники и для участия в сообществе предусмотрена простая регистрация и есть масса примеров, по которым они могут учиться и начинать работу. В Лого базовый принцип - Низкий пол + высокий потолок Низкий порог входа (low floor) - т.е. для того чтобы начать участвовать в деятельности достаточно владеть очень простыми навыками и учениями + начав работу можно совершенствовать свои умения и продвигаться бесконечно (верхняя граница - только небо). Scratch добавляет к этим принципам - просторные стены: внутри можно работать с самым разным содержанием, которое не ограничивается изучением математики, информатики или географии. В Летописи - учителя и студенты + школьники - и тоже, низкая планка входа
    Пока с использованием Google-сервисов ясности нет. Если мы просто хотим вести внедрение сервисов Гугл, то мы должны иметь возможность собирать все разнообразие деятельности - блоги, альбомы, видеоканалы и т.д. Мы действительно можем их собирать как потоки через конкурсы. Например, конкурс учебного видео на Ютьюб - http://ru.youtube.com/group/letknowhow привлекла преподавателей к использованию сервиса. Аналогичные конкурсы могут быть организованы по блогам, персональным поисковым системам, альбомам, картам земли и звезного неба и т.п. Если целью проекта будет внедрение GoogeApps, то такое внедрение может быть интересно школьным администраторам и зам.директорам по информатизации - аудитория не очень большая.
  3. Открытое сравнение возможностей различных средств. Если мы хотим системных изменений в мышлении и действии, то мы должны открыто сравнивать возможные средства и последствия их использования. Например, внутри Scratch сообщества открыто обсуждают возможности StarLogo, Alice и других средств. Более того, если какие-то результаты там уже зафиксированы, то нет необходимости их снова повторять. Можно просто сослаться и использовать как основания в своей деятельности. Нам нужно убедительно показывать, что это лучше и пуще других Веб 2.0 решений, с которыми школы уже работают в локальной сети - MediaWiki, WordPress, Drupal, Moodle и т.д. У нас пока нет убедительных примеров - над такими примерами нужно долго работать.
  4. Необходимо пояснять свои действия, рисовать карты, использовать наглядные и привычные метафоры. Например, мы использовали метафору маленьких кирпичиков, простых действий, муравьев, собирающих палочки в общий муравейник и т.д. Карты, схемы, анимации перехода из состояния 1, когда ценная информация, контент и указания поступают сверху или из центра, мы переходим к состоянию 2, когда ценность содержания связана с совместной деятельностью участников. Другой пример - Карта сервисов Google открытая для совместного редактирования.
  5. Начинаем проект в одной точке, где люди могут вместе работать. Это нужно подчеркнуть. Официальный сайт проекта, откуда ссылки разведут по массе активностей и справочной литературе таким местом не является. Должно быть одно общее место, где можно посмотреть и включиться в деятельность сообщества - как это было и есть с Летописью. В начале проекта число людей, которые его поддерживают, которые являются членами сообщества, очень мало и дробить их по региональному признаку очень опасно. В первый год Летописи мы активно противились созданию региональных версий проекта. С простым объяснением - давайте мы сначала соберем вместе все шишки, поймем все опасности и прелести совместной работы в этой среде. Каждая новая площадка означает частичный уход из команды одного из участников и на первых порах это могут быть невосполнимые потери. В качестве такой общей точки сборки разумно было бы использовать Google-site. Это может быть уже готовый сайт Cотрудничество в среде Google или можно создать специальный. В любом случае - нужно иметь место, где люди собирались бы и могли бы вместе работать. Это не сайт о проекте, а сайт самого проекта - его рабочее пространство, его лаборатория. Это может быть альтернативой Летописи, если мы сумеем предложить новое содержание. Может быть отрывшийся в июле GoogleKnol может быть такой площадкой, если руссифицируется интерфейс.
  6. Одна простая идея. Джон Маэда об этом очень хорошо пишет - средство или среда должны иметь одну узнаваемую особенность. Черепашка Лого, ссылки ВикиВики - все это очень просто и очень узнаваемо. В сервисах Google столько всего разного, что аудитория толком не может понять и выделить, что же там основное.
  7. Использование потенциала сообщества, возможность посмотреть - как работают и думаю другие люди, возможность научиться на опыте другого участника. В Scratch - то, что они ценят и наблюдают - повторное использование проектов, римейки и ремиксы (они очень воодушевлены тем, что 15% проектов - ремиксы). В Летописи (МедиаВики) это тоже существующая возможность - посмотреть как другие пишут и оформляют свои странички, возможность использовать готовый шаблон
  8. Учитываем и показываем результаты. Страницы, файлы, число записей и комментариев в блоге, число зарегистрировавшихся участников. Всё, что можно посчитать. Потом разбремся. Даже если информация ни о чем не сообщает - потом разберемся. Если удается прикрутить автоматическую аналитику с картинками - очень хорошо. "У нас 161,412 проектов и 4,068,570 скриптов, и 1,202,141 объектов, созданных 27,601 авторами из наших 127,732 зарегистрированных участников" - это очень сильное чарующее заклинание из среды Scratch. Считаемость Google активности - сильная сторона сервисов Google.
  9. Учитываем текущую ситуацию и обещаем то, что может быть востребовано. Переход от закладок на рабочем компьютере к социальным закладкам. Переход к хранению фотографий и альбомов в сети. Переход к совместному редактированию документов - все это простые действия, связанные с предыдущим опытом учителей и учеников. Электронная школа Google нового поколения - слишком абстрактный лозунг, чтобы на него откликнулись. "Еще один способ быстро создать коллективную визитку школы" - гораздо понятнее. Пока отношение к сети и сайтам всё еще остается на уровне - сетевое представительство школы. Летопись и региональные вики это представление заметно поколебали, но для многих эти технологии выглядели слишком радикальными. Раздача технических возможностей сама по себе ни к чему не приводит. Если мы посмотрим на русскоязычные гугл-сайты, то на 4 июля 2008 года их менее 20-ти и все находятся в зачаточном состоянии. С зарубежными проектами ситуация не лучше - есть отдельные университетские проекты из 5 - 15 страниц и всё.
  10. Фиксируем и перечисляем действия. Очень хороший пример на сайте Scratch - "представь - запрограммируй - поделись сделанным". Перечень необходимых действий не может быть очень длинным. Если он длинный, нужно связывать размер списка с какими-то цифрами. Например, "20 действий, которые нужно сделать, чтобы стать для мастером 2.0". У Google масса действий, но все они сводятся к простой комбинации "сделай - поделись - опубликуй", может еще скомпануй.
  11. Находим, поддерживаем и выращиваем евангелистов проекта. Людям должна нравиться деятельность - делать записи в блокноте и т.д. Отдельное специальное удовольствие - совместная работа в группе - коллективный блог, Google-site. Чарующее заклинание звучит следующим образом: "я начал с этим работать и эта деятельность изменила меня, способы моей деятельности, формы моего мышления" или "способы совместной работы в нашем классе изменились, мы полюбили делать, находить и править ошибки". В вики можно уже указать массу примеров того, как это работает. В образовательном блоге Google пока только самое начало коллективных действий, от которых мы начали получать удовольствие. Перечень case-studies - постоянно его обновлять и держать отдельной RSS-лентой.
  12. Собираем, продвигаем и используем хорошие примеры. То, что в вики - хорошие страницы для Google-служб - учебные блоги, сайты, группы YouTube и т.д. Отовюду должны лезть эти примеры хороших работ. В Летописи и Scratch всегда можно посмотреть как собрана страница или Скретч-проект. Эта возможность скопировать и видоизменить под себя - очень мощная возможность для обмена умениями.
  13. Делаем ошибки, критикуем и ругаемся - это нормально. Терпим неудачи и постоянно корректируем деятельность. Должны быть правила, которые нужно соблюдать. Отступление от правил, неудачные примеры должны быть обсуждаемы. Авторов надо благодарить за ошибки, но сами ошибки надо показывать и объяснять, что было сделано не так. Какие ошибки мы можем совершать и исправлять, пользуясь службами Google? С вики мы снизу начали продвижение в 2003 году и у нас уже были локальные проекты, которые никакого развития сначала не получили, а потом сложились в Летописи. Со службами Google у нас достаточно скромный западный аналог - GTA.
  14. Организуем здоровое соперничество. Можно даже не устраивать конкурсы, достаточно рассказывать об опыте и хвалить за достигнутые результаты. В примере с Вики - правильные статьи, совместные статьи, категории и целые ветви категорий, многократно используемые шаблоны и т.д. В случае с Google-службами: общие блокноты, ленты новостей с Google-reader, общешкольные блоги, блоги по учебным предметам, учебные видео-фильмы на YouTube, карты Google, учебные проекты с включением нескольких сервисов.
  15. Что продвигаем, то и используем. Если продвигаем Вики, то и работаем в Вики и не просто показываем другим людям не вики-возможности, а свои действия в этой среде. Если мы рассказываем о с службах Google, то мы и используем эти сервисы. Курс про Google не может быть реализован в среде Moodle. Для того чтобы рассказать про Google-site нужно использовать Google-site. Очень полезное заклинание - "Вы можете пользоваться этим сервисом в одиночку, никому не показывая своих достижений и ошибок". Это срабатывает для MediaWiki, Moodle и WordPress. Еще с большим успехом это может срабатывать для служб Google - заведите, попробуйте и можете никому в начале не показывать. На следующем этапе - показываем как здорово получается, если мы делаем что-то вместе.

Критерии успеха:

  1. Число участников
  2. Число страниц, статей, файлов
  3. Число учебных проектов, реализованных внутри сообщества
  4. Число связей между статьями, количество обратных связей
  5. Число дочерних проектов, копирующих идею на региональном уровне

План действий

Что конкретно, когда и как мы хотим делать. Кого привлекать (имена), ключевые фигуры, организации или сети, на кого будет опираться проект.

Бюджет проекта

Надо посчитать максимально детально, что и сколько будет стоить.