Google+

Saturday, August 18, 2012

Изучаем искусство с ИРЛ и Googleartproject. Часть 6.


В этой статье я постараюсь описать пример технологии, которую в своей школе мы успешно используем в течение нескольких лет. Это работа с ИРЛ - интерактивным рабочим листом, созданным в Googledocs.
Идея создания интерактивных листов на основе этого универсального сервиса просто напрашивалась: возможность копировать шаблон, возможность работать совместно, возможность публиковать и возможность встраивать готовый файл в html-страницы...
Прототипом ИРЛ стали рабочие листы (Worksheets), выполненные в обычном текстовом или табличном редакторе, но перечисленные выше функции сервиса совместного редактирования и хранения документов обеспечили важную добавочную ценность - интерактивность.

Читать статью целиком




Технология использования интерактивного рабочего листа:
  • Учитель создает и публикует  интерактивный рабочий лист в среде электронного обучения (ссылкой или вставляя в страницу кодом) для клонирования шаблона каждым учеником. Для этого в настройках совместного доступа устанавливается возможность редактирования для "любого пользователя, обладающего ссылкой".
  • Ученик переименовывает клонированный лист и может его видоизменять и редактировать его (выполнять задание).
  • После выполнения задания ученик публикует свой рабочий лист с помощью URL-адреса в среде электронного обучения (сайте/блоге), предъявляя таким образом другим свою работу. Теперь листы, созданные разными учениками, можно обсуждать, комментировать, оценивать.



Разработать  ИРЛ может любой учитель на любом предметном содержании, набор способов для разработки листа можно попытаться выделить#:

  • использование элементов веб-квеста (проблемных заданий, объединенных общей темой или идеей с элементами ролевой игры и с пошаговым описанием процедур), ( пример1, пример2);
  • включение элементов теста, сочетающего открытые и закрытые вопросы (пример);
  • разработку системы заданий на функциональную грамотность чтения при работе со сплошными и несплошными текстами (пример1, пример2 примеры для несплошных текстов);
  • использование системы упражнений, направленных на развитие умений структурирования и классификации информации, умения отбирать главное и второстепенное, схематизировать и т.д. В основном, это графические листы, см. примеры #
  • конструирование заданий на поиск, отбор, преобразование интерпретацию информации из Интернета (пример);

В зависимости от поставленной учебной задачи и способности учителя сконструировать ИРЛ, работа с интерактивными листами может включать в себя полный цикл учебных активностей - от погружения ученика в тему, и постановки проблемы до оценивания результатов ученической работы. Таким образом ИРЛ может быть инструментом организующим самостоятельную работу по конструированию новых для ученика знаний и овладению новыми способами действий. Он подходит как для организации домашних заданий, так и для дистантного обучения.
Обратная связь от учителя в технологии ИРЛ чаще всего имеет вид комментариев на полях уже заполненного  рабочего листа, либо развернутого текста с анализом результатов целой группы (включающего примеры и пояснения), предназначенного для сообщества класса, группы и т.д. Дополнительная степень свободы, которая обеспечивается возможностью публикации выполненных рабочих листов в папках общего доступа, это взаимное оценивание работ самими учащимися. Последнее является непростой организационной задачей и подразумевает наличие определенного уровня культуры у сообщества, уже имеющего опыт работы в совместных документах .

Обобщим:

  • Предназначены для самостоятельной работы учеников на уроке или дома.
  • Желательно использование именно электронного варианта листа, хотя, при необходимости, его можно распечатать и на бумаге (зависит от содержания листа).
  • Интерактивный лист, кроме рабочей части, всегда содержит название/подпись и короткую инструкцию для работы с ним.
  • Задания листа направлены на преобразование исходного материала листа, активную работу ученика с ним.
  • Работа с листом подразумевает свободное использование любых источников информации (как бумажных, так и Интернет-источников).
  • Результаты работы разных учеников с одним и тем же шаблоном всегда различаются между собой (вернее сказать, вероятность одинакового заполнения крайне мала), поэтому эти результаты никогда не оцениваются с точки зрения "правильности".

Рабочий лист для работы с Googleartproject

Разберем пример одного ИРЛ, идея которого опирается на функционал googleartproject.
На этом сайте - огромном виртуальном музее -  представлены оцифрованные в высоком разрешении копии более 30 000 произведений искусства из 151 музея 40 стран мира (по состоянию на апрель 2012г). Все объекты снабжены сопроводительными материалами, кроме того, на сайте есть разнообразные возможности поиска объектов (с настройками фильтров), а также возможности для создания собственных коллекций. И все это просто подталкивает учителя к разработке заданий для изучения мирового искусства вместе с учениками!  Заданий нового типа! 

Кстати, создан и специальный раздел Образование на этом сайте, который, правда пока не очень богат. Пока!
Кроме стандартной задачи знакомства с произведениями искусства, именами авторов и фактологическим материалом, ученикам можно предложить множество заданий на поиск, отбор, классификацию, сравнение и интерпретацию размещенного здесь материала.
Ниже приведен  ИРЛ, созданный  как поисковый веб-квест по сайту  googleartproject.

Рабочий лист. Виртуальное путешествие по музеям Санкт-Петербурга.

“Шапка” листа стандартная: она содержит небольшую инструкцию для учеников по копированию и публикации файла.
После небольшого введения, где ученикам предлагается познакомиться с самой идеей проекта с помощью рекламного видео, следуют задания, направленные на развитие разных поисковых умений учеников:

















  • многоходовой поиск
  • поиск по тексту (с заданными критериями) 
  • поиск по картинке 
  • поиск неявной информации (информации мелким шрифтом)

Некоторые из заданий на поиск могут быть выполнены лишь последовательно, поскольку условия выполнения последующего задания зависят от результатов предыдущего. В конце ученику предлагается создать на сайте  личную коллекцию произведений искусства.
Таким образом, навигацию по сайту и возможности поиска по нему ученик осваивает не с помощью объяснений учителя, а в результате самостоятельных действий. Работая с художественными коллекциями как с объектами поиска, ученик находится, скорее в ситуации игры, а не принуждения, на которое ученики 
с ограниченным кругозором часто негативно реагируют, когда учитель пытается “приобщить” их к искусству через лекции и демонстрации слайдов.



Развивая созданный для одного из уроков шаблон, мы вместе с учителем искусства смогли создать на его основе другой - по новой теме и с использованием других сайтов.
Рабочий лист. Виртуальное путешествие по музею KUMU.

Конечно же, приведенные примеры - это  лишь несовершенные образцы, отталкиваясь от которых можно разработать квесты полного цикла с включением туда этапов, на которых ученики обобщают полученные знания. В конце ИРЛ уместны были бы задания на самооценивание и рефлексию учеников по результатам самостоятельной работы.

Все это можно разрабатывать и обсуждать... Приглашаем всех заинтересовавшихся этой технологией к сотрудничеству!

Ссылки по теме
Рабочий лист и Библиотека Конгресса
Мы не делаем ВСЕ задания в тетрадях!
Об идее коллекций учебных материалов...
Создай рабочий лист сам!


Использовать Google Sites для распространения идей и технологий

Наша школа - гуглоид!




Людмила Викторовна Рождественская, образовательный технолог TKVG, тренер проекта DigiTiiger по обучению учителей, Эстония