Google+

Friday, August 24, 2012

Как ученики и учителя стали исследователями с помощью GoogleSites. Часть 5.


Как и многие другие школы Эстонии, мы планируем и организуем исследовательские проекты с учащимися. По новой Государственной программе обучения с 2014 года ни один ученик в стране не сможет закончить гимназию (12-летний курс обучения), не защитив исследовательскую работу. Понятно, что готовить учеников к выполнению полного цикла такого проекта нужно заранее, поэтому в своей школе мы организуем проектно-исследовательскую работу с учениками уже с 1-го класса. Мы организуем погружение в исследование, охватывающее всю школу, уже в течение трех лет. C самого начала используем для этого социальные сервисы: блоги, сайты, документы с общим доступом. Есть несколько важных  условий, принципов и договоренностей внутри школы, которым мы просто не смогли бы следовать, не задействовав новых веб-инструментов.



Во-первых, это масштаб охвата исследовательскими работами: участвуют все ученики и все учителя. Ясно, что координация такого проекта требует дополнительных временных и организационных ресурсов. Информационный обмен и документооборот, касающийся исследовательских проектов, целиком основан на документах и сайтах Google.

Во-вторых, работа учителей с учениками сопровождается их собственным обучением, и, разумеется, форматы такого обучения давно преобразованы в онлайновые. Так, например, накопление разнообразных положений, инструкций, презентаций, рабочих листов и других шаблонов происходит коллективно, а значит, нужна удобная среда, которую можно использовать в качестве хранилищ. Эту функцию выполняют коллективные папки в GoogleDocs и универсальный GoogleSites. Все рабочие материалы учителей доступны для изучения и использования другими коллегами, то есть, работает принцип открытого обмена.

Наконец, в-третьих, взаимодействие учителей и учеников осуществляется в онлайн-среде, организованной специальным образом при помощи инструментов  Google. В первый год для организации такой среды мы много экспериментировали с возможностями Blogger. Следы этого эксперимента можно наблюдать и сейчас (для удобства мониторинга и информационного обмена был создан специальный канал на FriendFeed “Наблюдай и исследуй”).
Этот этап - массового использования простого инструмента -  очень помог нам обучить навыкам работы в Интернете и приобщить к социальным сервисам всех учителей школы. О начальном уровне и отношении учителей к использованию блогов в образовании можно получить представление из этой ученической презентации.
Как все было устроено с помощью блогов? Обратимся к записям трехгодичной давности:



Блог ученического исследовательского проекта. Как правило, этот блог - коллективный. В нем можно с помощью простых средств/гаджетов создать полнофукциональную учебную среду для общения всех участников учебного проекта. Особая роль в нем отводится комментариям, с помощью которых осуществляется оперативная обратная связь между учениками и их руководителями. Этот блог по желанию можно сделать открытым для всех или лишь для его участников. Поэтапная публикация заданий/инструкций для исследователей, встроенный в блог календарь событий проекта, возможность асинхронного содержательного общения - помогут лучше организовать самостоятельную работу учеников и сэкономят послеурочное время учителя, которое раньше надо было потратить на консультации. 
Примеры: "Территория творчества", Ищем точку опоры
Таких блогов, к счастью, уже много, есть у кого "подсмотреть" .




Важный фактор для формирования позитивного отношения учителей к инновации - проведение небольшого ежегодного исследования, его публикация и последующее обсуждение. 

По результатам первого года эксперимента: 
Аналитическая справка по результатам опроса о проведении исследовательских работ учащихсяв 2009/10 учебном году

Уже со следующего учебного года мы отказались от блоговой платформы и электронную проектную среду строим теперь на GoogleSites. Есть несколько важных преимуществ такого перехода:

  • возможность создать один общий сайт для исследовательских тем по одному направлению (в блоге было бы трудно организовать навигацию для большого количества накапливающихся страниц). На сегодняшний день таких сайтов у нас шесть: гуманитарное направление, эстонский язык, естественно-научное, иностранные языки, творческие предметы, сайт исследовательских работ начальной школы;
  • возможность для учеников и учителей наблюдать за ходом исследований в других темах;
  • возможность легко копировать шаблоны сайтов при необходимости “пересадки” или “деления” части учебного контента.

Есть и другие преимущества, но, в целом, “функционал” учителя, руководящего работой учеников, остался прежним, он сложился уже на протяжении первого этапа эксперимента. Цитирую часть положения об исследовательской работе учащихся.

Учебная среда для проведения исследования

Ходом  исследовательской работы учащихся руководит учитель, который организует работу учащихся в специально созданной электронной среде (e-среде). Эта среда рассматривается как среда электронного обучения/общения ученика и учителя в процессе работы над исследованием,  а также как место для формирования e-портфолио учащегося. В начале работы каждый ученик авторизуется в среде электронного обучения, где он работает до окончания исследования (общается с руководителем и публикует выполненные задания).
Во время работы над исследованием руководитель проводит очные и виртуальные консультации.

Этапы исследования. Сопровождение исследования.

Процесс проведения исследовательских работ разбит на этапы, на каждом из которых перед учащимся ставятся определенные исследовательские  задачи, исходя из логики исследовательской работы.
Результаты каждого этапа фиксируются в виде выполненной учеником части исследовательской работы, которая выкладывается им в среде электронного обучения. Это могут быть тексты, “карты ума”, схемы, опросники, таблицы, рабочие листы и т.п. а также мультимедийные продукты, самостоятельно или в соавторстве с другими учащимися выполненные учащимися, которые оцениваются по разработанным критериям оценивания продуктов исследовательской и творческой деятельности учащихся.
Для стимулирования мотивации учащихся в ходе работы  используется модель формирующего оценивания на каждом из этапов исследования. Эта модель подразумевает использование само- и  взаимооценки работы учащихся, комментирование учителем работ учащихся, заполнение учащимися опросных форм по промежуточным результатам работы, а также применение критериального оценивания продуктов деятельности учащихся.

В процессе исследования руководитель работы:

  1. консультирует учеников по вопросам исследования;
  2. создает и модерирует учебную среду/среду электронного обучения (сайт или блог);
  3. обеспечивает доступ учащихся в среду электронного обучения;
  4. публикует необходимые учебные материалы, инструкции для учащихся;
  5. предлагает источники информации, направляет ход работы;
  6. помогает ученикам спланировать работу, организуя этапы исследовательской работы, публикуя задания к каждому из этапов;
  7. контролирует ход работы и фиксирует выполнение учеником каждого этапа;
  8. дает ученикам обратную связь по итогам  этапов исследования;
  9. оценивает результаты и продукты деятельности учащегося на основе принципов формирующего оценивания.

Для примера, поясняющего, какое воплощение могут иметь сухие пункты положения, приведу несколько ссылок на исследовательскую работу, осуществленную целым классом под руководством их классного руководителя - учителя химии Лидии Акселевны Теска. 


Пятиклассники работают на компьютерах, находящихся в фойе школы, когда другие компьютеры заняты. Лидия Акселевна использует для консультаций каждую свободную минуту. 

Нужно немного пояснить, что такая форма руководства работой учащихся для учителя с большим стажем и другим опытом была совершенно новой. Тем не менее, четкое представление о целях работы, умело подобранные инструменты для работы в электронной среде, своевременное консультирование учащихся - все это позволило учителю справиться и с объемом работы, и с трудными дидактическими задачами. Учитывая, что практически вся эта работа осуществлялась учениками во внеурочное время, нельзя недооценивать роль консультаций, в том числе, онлайновых. Общение и обмен знаниями через тексты инструкций, шаблоны, рабочие листы - это формат, требующий от учителя специальных умений. Анализируя предложенные ниже материалы можно видеть, в какой степени учитель этими умениями владеет. На мой взгляд, блестяще!

Сайт исследовательских работ Очаровательные творения природы

 


Небольшое описание проекта:
  • Участники- ученики 5 класса.
  • Для всего класса учителем предложена общая тема: наблюдение за ростом разных растений, высаженных в домашних условиях в конце зимы-начале весны.
  • Ребята сами разбились на команды по 2-3 человека.
  • Выбрали темы (растения), предложенные учителем.
  • Исследование состояло в выполнении учениками нескольких этапов (теоретической работы и эксперимента) и фиксации результатов в электронной форме, а также создании финального документа - текста исследовательской работы. Итоговая работа оформлялась по облегченным правилам (имеются в виду правила форматирования), поскольку этот вид работы для пятиклассников был совершенно новым.
  • Использованы шаблоны в GoogleDocs: Презентация-визитка, общий документ-таблица “Этапы работы”, рабочий лист/презентация “Знаю - хочу знать!” , рабочий лист “Дневник наблюдений”, “Таблица продвижения”, “Итоговый документ”

Примеры рабочих документов.

Пример “Презентации-визитки”. Этап вхождения в электронную среду и формирования команды.

Команда “Большая ягода”

 

Примеры рабочих документов “Знаю - хочу знать”. Этап постановки целей и задач исследования.

Хочу знать: Гиацинт
Хочу знать: Горох
Хочу знать: Карликовые бананы
Хочу знать: Лук - от семи недуг!

Примеры Дневника наблюдений учеников. Этап наблюдения за ходом эксперимента

Дневник наблюдений. Гиацинт.
Дневник наблюдений. Выращивание гороха
Нарциссы. Фотонаблюдение за семенами, ростком и растением.


Так с сервисами Google работают ученики под руководством учителей в нашей школе.


Людмила Викторовна Рождественская, образовательный технолог TKVG, тренер проекта DigiTiiger по обучению учителей, Эстония