Google+

Monday, August 13, 2012

Наша школа - гуглоид! Часть 0.

Наша школа - гуглоид!

Может быть, для кого-то это звучит и забавно, но заголовок статьи очень точно передает суть. За три года наша школа “огуглилась” полностью, боюсь даже, для многих учителей Google и Интернет стали синонимами и сейчас в этом нет ничего удивительного. Но это сейчас...
А несколько лет назад, организовав  в своей школе кампанию по открытию Google-аккаунтов для учителей, мы еще не знали, к каким последствиям это приведет. Учителя нам доверились, стали учиться, и “черная панель”  гугло-почты оказалась для многих из них настоящей “образовательной тропой”... Выскажу мысль, может быть, для кого-то и спорную. Информатизация школы - это не только оснащение школы компьютерами и использование ЭОР в образовательной деятельности, это еще и культурные привычки учителей в использовании Интернета и компьютера. Именно от того, какие привычки и потребности формируются у учителей школы,  во-многом зависит успешность информатизации, в целом.





В изучении новых сервисов, а значит, новых возможностей мы в своей школе действовали по определенному плану, его и буду придерживаться в своем рассказе.
О роли электронной почты во внутришкольном информационном обмене. Привычка начинать свой рабочий день с проверки почтового ящика, формировалась постепенно, вначале она была далеко не у всех учителей.  У тех из них, кто раньше не общался по электронной почте, не имел своей адресной книги и, соответственно, не ждал ни от кого писем, мотивация регулярной проверки почты была невысокой. У другой категории учителей, более опытных в обращении с электронной почтой, привычка была, но и они, подписавшись на разнообразные почтовые рассылки или зарегистрировавшись в социальных сетях типа “Одноклассников”,  сами того не осознавая, создали предпосылки для наплыва спама в свой почтовый ящик. В результате и они не справлялись с “информационным потоком” в своей почте, за что  недолюбливали электронную почту. А ведь на самом деле, просто не умели с ней работать: сортировать и периодически чистить свой почтовый ящик. Примерно в таких исходных условиях школьной администрации предстояло решать проблему оперативного оповещения персонала школы посредством электронной почты: как быть уверенным что посланное будет прочитано?

Когда же наступил перелом? Когда же учителя осознали, что регулярное чтение электронной почты это часть их профессиональных обязаностей? Только тогда, когда общение по почте стало нормой, введенной администрацией школы. Все ли было гладко? Нет, были и претензии со стороны учителей к администрации: “мы не обязаны читать почту после окончания рабочего дня, поэтому не посылайте ее позже 17.00”. Сейчас это стало анекдотом в нашей школе, который рассказывают с улыбкой, а ведь когда-то группа учителей всерьез намеревалась писать по этому поводу “жалобы в профсоюз”.

Двигаемся в нашем рассказе дальше по панели инструментов…Дальше идет текстовый поиск, потом поиск по картинке... 

Важная составляющая информационной культуры - умение искать информацию в Интернете. К тому моменту, когда мы начали обучение, все учителя уже умели делать презентации в PowerPoint, именно с этим инструментом они связывали понятие “электронные учебные материалы”. А для презентаций нужны формулы, картинки, карты, схемы... Все это нужно сначала найти в Интернете, точно сформулировав запрос, а потом, найдя подходящий вариант, вставить в свою презентацию. Возможность поиска непосредственно из почты оказалась фактором успеха: теперь алгоритм поиска для учителя начинался именно с захода в почту.

Решая проблемы планирования мероприятий, мы с  учителями перешли к освоению календаря Google. Сначала это были личные календари с расписанием уроков, а затем и коллективный календарь школьных мероприятий с общим доступом для всех учителей школы. Как и в случае с корпоративной электронной почтой, привычка регулярно использовать календарь закрепилась у учителей только после ключевого решения администрации.  Было решено заменить привычные бумажные заявки на внеклассные мероприятия записями, своевременно внесенными в электронный календарь. Подробнее об опыте работы с коллективным школьным календарем: Инструменты виртуальной учительской. Школьный календарь

Серьезным шагом в переходе к электронному документообороту стало освоение коллективом документов Google. Новому инструменту тут же нашлось применение! Вся школьная документация довольно быстро «переехала» в электронную среду Google, для нее были созданы универсальные формы и шаблоны. Учителя отрабатывали навык использования сервиса не только в рамках обучающего курса, но в своей каждодневной работе. Успешно была решена проблема систематизации документов –  с этой задачей нам помогли справиться папки с коллективным доступом. 

Несмотря на удобство веб-инструментов, оперативное налаживание электронного инфообмена и документооборота вряд ли было возможно без согласованных действий администрации школы. Именно администрация ставила все новые и новые задачи перед учителями и образовательным технологом. У учителей появлялась проблема, для решения которой им нужна была помощь, поэтому и обучение проходило эффективнее, чем обычно. Учителя быстро осваивали новые сервисы, ежедневно повторяя последовательность действий.  Постепенно они научились пользоваться персональными настройками, многие освоили и какие-то специальные функции.

Следующим шагом стало вовлечение учеников в работу с документами Google, когда отдельные учителя рискнули использовать этот сервис на уроках. Регистрация детей оказалась непростым делом!  Эта работа сопровождалась постоянным общением и обменом внутри небольшой группы учителей. Творческая группа постепенно разрасталась – к ней присоединялись все новые и новые учителя. Благодаря выбранному нами принципу открытости создаваемых электронных материалов, а также постоянному обучению на семинарах и внутришкольных конференциях, нам удавалось постоянно транслировать опыт первопроходцев остальным.  Однако сам факт доступности для всех образцов электронных рабочих листов или «электронных тетрадей» не всегда подвигает любого учителя повторять чужой опыт! Зачастую учителю непонятно, какие изменения в учебном процессе сопряжены с внедрением новых инструментов. Необходимо обсуждать учебные задачи  (для чего?), способы (как?), результаты (что получилось?) и, конечно же, проблемы (что не получилось?)… В процессе таких обсуждений (иногда на полях документов Google), трансляции опыта «от учителя к учителю» сложилось несколько моделей использования сервиса, которые описаны в следующих статьях:

Отдельная история – это использование сервиса GoogleSites для организации среды электронного обучения. Разумеется, что такая задача не может быть поставлена сразу перед всеми учителями школы. Разработка содержания э-курса, создание учебных материалов, инструкций, заданий для учеников (и все это в цифровом формате!) – достаточно сложна, поскольку требует собственной повышенной мотивации от учителя и готовности ежедневно работать дополнительно сверх нормы. Понятно, что к этому готовы не все. Разработка авторского электронного курса сопоставима по сложности с написанием учебника.
Колоссальную сложность для рядового учителя представляет не только разработка учебных материалов, но и организация доступа, обучение учащихся навыкам, необходимым для работы в электронной среде. Кроме того,  разработка контента не решает всех проблем электронного обучения, нужно еще мотивировать учащихся к выполнению заданий в электронной среде, обеспечить им обратную связь, научиться быстро реагировать и отвечать на все возникающие в учебном процессе вопросы. И эти вопросы довольно специфические, такие, с которыми предметник никогда раньше не сталкивался. Учителю, который фактически взваливает на себя дополнительные обязанности, нужна помощь, консультации, да и просто моральная поддержка. 
Без всякого сомнения,  в такой работе всегда есть и элементы исследования, и признаки эксперимента. Очень важно, если в школе деятельность учителей, начавших внедрять элементы электронного обучения в учебный процесс, рассматривается именно  как инновационная, учителю оказывается содействие, а результаты работы и возникающие проблемы анализируются и обсуждаются. Как мне кажется, у нас в школе постепенно обозначился именно такой подход. О разных моделях использования GoogleSites в качестве электронной учебной среды можно прочитать здесь:
Не сразу, но постепенно, решая сразу несколько задач, мы сделали важные организационные шаги для успешной информатизации школы. Это были как задачи,  связанные с работой над новой Государственной программой обучения, обновлением учебного процесса,  так и задачи перехода к электронным документообороту/инфообмену и вовлечения учителей в управление школой. О том, как мы начинали и какие основные шаги были сделаны в рамках информатизации школы  можно прочитать подробнее по ссылке Google-решения для документооборота и инфообмена - ДЛЯ ЧЕГО?

Подробности использования Google-сервисов для корпоративных нужд школы в этих статьях на Образовательной Галактике INTEL:
Что дальше? Теперь, когда все учителя школы не просто знакомы с инструментами Google, но стали активными пользователями, нас ждет новый этап - создание многофункциональной корпоративной информационно-образовательной среды на базе GoogleApps. Решение принято!

Людмила Викторовна Рождественская, образовательный технолог TKVG, тренер проекта DigiTiiger по обучению учителей, Эстония