Условия коммуникации
Как правило, знакомство с дистанционным курсом и участие в нем начинаются с главной страницы сайта. Стараясь сильно не перегружать ее, все же необходимо помнить, что у учеников, привыкших всегда видеть учителя перед собой на протяжении всех "очных уроков", может возникать чувство, что учителя "тут" вообще нет, есть только учебные модули, контент, задания и т.д. Наша задача - сообщить ученику информацию об учителе и о его контактах, которая будет необходима ученику, чтобы связаться с ведущим курса.
Итак на первой странице располагаются:
Есть и еще один показатель, характеризующий коммуникацию и взаимодействие в условиях дистанционного курса. Это максимальное время ответа учителя/ведущего курса на запрос учащегося. Желательно, чтобы это время было оговорено отдельным пунктом и было известно до начала курса.
Что еще разместить на главной?
Дополнительно с помощью встраиваемых гаджетов здесь же можно разместить календарь курса и блок объявлений/новостей, в котором ведущий курса публикует оперативную информацию, связанную с обучением на курсе.
Чтобы не перегружать главную страницу, на ней могут располагаться только ссылки, уводящие на соответствующие страницы сайта, где подобная информация изложена более детально.
Типичные ошибки, которые затрудняют коммуникацию или делают ее невозможной:
Предоставление доступа ученикам
На сайте учитель, как создатель сайта, имеет права владельца, всем остальным участникам обучения он предоставляет права редакторов. В частности, такие права имеют ученики, которые могут создавать собственные страницы и редактировать уже имеющиеся. Участники с правами редакторов также могут оставлять комментарии к страницам, загружать на них файлы, встраивать в страницы объекты, как размещенные на Диске Google, так и сторонние, cозданные в других сервисах.
Одним из преимуществ работы в домене Gapps является возможность добавления участников "целым классом" с помощью групп рассылки.
Условия взаимодействия: договариваемся на берегу!
Говоря о дистантном обучении, нам придется специально еще раз проговорить тезис: «Нет общения — нет обучения!», чтобы взять его за основу. И направляемые дискуссии, и спонтанные обсуждения, которые происходят внутри процесса, — все это не «вокруг обучения», а и есть «само обучение».
Весомая часть учебного содержания, которая предназначена для передачи и освоения учениками, заключена, по нашим представлениям, именно в этих «побочных» продуктах учебной деятельности, имеющих в условиях онлайна вид как текстовых документов (разработанных планов, протоколов обсуждений, летописей событий, отчетов, форм для рефлексий, карт памяти, и даже «черновиков» - историй изменений в документах), так и мультимедийных файлов (видео и аудиозаписей). Важно, чтобы эти продукты сохранялись и были доступны учащимся и после окончания курса, поскольку прямо или косвенно содержат «отношение» обучающихся к теме и предмету изучения.
Например, ученики выполняют работу в общей таблице и предусмотрено, что они не только заполняют свои страницы в ней, но и комментируют вклад других учеников или могут вносить добавления и исправления. Об этом необходимо заранее известить участников, «вывесив» соответствующие правила.
В случае, если в каком-либо задании предполагается групповая работа, то должны быть предложены варианты деления на группы и четко зафиксированы принципы (внесения своего имени в открытый список, выбора команды или тематической группы по желанию или по какому-то другому принципу, заранее сообщенному ученикам или выработанному в процессе работы).
Описание процесса коллективной выработки правил (примеры):
Особого внимания заслуживает упоминание принятых режимов взаимодействия: синхронного или асинхронного, поскольку в виртуале, в отличие от «контактных уроков», взаимодействие в работе над общим продуктом может быть разнесено во времени. О принимаемых всеми алгоритмах взаимодействия возможно договориться в начале всего курса или отдельного модуля. Они могут быть заданы как ведущим курса, так и в результате подготовительной работы внутри малой группы.
Словом, на сайте дистанционного курса обязательно должны быть предусмотрены способы и инструменты взаимодействия между участниками обучения и учителем, а также между самими участниками. Общение регламентируется правилами, известными всем в данном учебном сообществе. См. подробнее Взаимодействие в информационной среде: какие нужны правила?
Продолжение следует...
Опубликовано на образовательной Галактике Интел
Сайты Google для дистанционных курсов в школе: условия коммуникации и взаимодействия
Как правило, знакомство с дистанционным курсом и участие в нем начинаются с главной страницы сайта. Стараясь сильно не перегружать ее, все же необходимо помнить, что у учеников, привыкших всегда видеть учителя перед собой на протяжении всех "очных уроков", может возникать чувство, что учителя "тут" вообще нет, есть только учебные модули, контент, задания и т.д. Наша задача - сообщить ученику информацию об учителе и о его контактах, которая будет необходима ученику, чтобы связаться с ведущим курса.
Итак на первой странице располагаются:
- краткая аннотация курса,
- информация о ведущем и его контактные данные (чтобы можно было с ним связаться),
- условия участия (например, предполагаемое количество часов работы в день/неделю/месяц),
- система оценивания и получения зачета (в очень сжатом виде).
Есть и еще один показатель, характеризующий коммуникацию и взаимодействие в условиях дистанционного курса. Это максимальное время ответа учителя/ведущего курса на запрос учащегося. Желательно, чтобы это время было оговорено отдельным пунктом и было известно до начала курса.
Что еще разместить на главной?
Дополнительно с помощью встраиваемых гаджетов здесь же можно разместить календарь курса и блок объявлений/новостей, в котором ведущий курса публикует оперативную информацию, связанную с обучением на курсе.
Чтобы не перегружать главную страницу, на ней могут располагаться только ссылки, уводящие на соответствующие страницы сайта, где подобная информация изложена более детально.
Уменьшено: 33% от [ 2394 на 943 ] — нажмите для просмотра полного изображения
Типичные ошибки, которые затрудняют коммуникацию или делают ее невозможной:
- В курсе нет описания содержания, не озвучены цели обучения (по предложенной информации учащийся едва ли может составить впечатление, чему он научится, пройдя курс).
- На сайте отсутствует имя и контактные данные учителя.
- Не прописаны условия обучения (сроки, получение зачета и т.д.) и максимальное время ответа на вопрос/запрос учащегося.
Предоставление доступа ученикам
На сайте учитель, как создатель сайта, имеет права владельца, всем остальным участникам обучения он предоставляет права редакторов. В частности, такие права имеют ученики, которые могут создавать собственные страницы и редактировать уже имеющиеся. Участники с правами редакторов также могут оставлять комментарии к страницам, загружать на них файлы, встраивать в страницы объекты, как размещенные на Диске Google, так и сторонние, cозданные в других сервисах.
Одним из преимуществ работы в домене Gapps является возможность добавления участников "целым классом" с помощью групп рассылки.
Уменьшено: 56% от [ 1420 на 1123 ] — нажмите для просмотра полного изображения
Условия взаимодействия: договариваемся на берегу!
Говоря о дистантном обучении, нам придется специально еще раз проговорить тезис: «Нет общения — нет обучения!», чтобы взять его за основу. И направляемые дискуссии, и спонтанные обсуждения, которые происходят внутри процесса, — все это не «вокруг обучения», а и есть «само обучение».
Весомая часть учебного содержания, которая предназначена для передачи и освоения учениками, заключена, по нашим представлениям, именно в этих «побочных» продуктах учебной деятельности, имеющих в условиях онлайна вид как текстовых документов (разработанных планов, протоколов обсуждений, летописей событий, отчетов, форм для рефлексий, карт памяти, и даже «черновиков» - историй изменений в документах), так и мультимедийных файлов (видео и аудиозаписей). Важно, чтобы эти продукты сохранялись и были доступны учащимся и после окончания курса, поскольку прямо или косвенно содержат «отношение» обучающихся к теме и предмету изучения.
Например, ученики выполняют работу в общей таблице и предусмотрено, что они не только заполняют свои страницы в ней, но и комментируют вклад других учеников или могут вносить добавления и исправления. Об этом необходимо заранее известить участников, «вывесив» соответствующие правила.
В случае, если в каком-либо задании предполагается групповая работа, то должны быть предложены варианты деления на группы и четко зафиксированы принципы (внесения своего имени в открытый список, выбора команды или тематической группы по желанию или по какому-то другому принципу, заранее сообщенному ученикам или выработанному в процессе работы).
Описание процесса коллективной выработки правил (примеры):
- Дневник конференции. 10 шагов информатизации: каноны и табу групповой работы.
- Дневник конференции. 10 шагов информатизации: секреты групповой работы в Googledocs.
Уменьшено: 69% от [ 1147 на 1124 ] — нажмите для просмотра полного изображения
Особого внимания заслуживает упоминание принятых режимов взаимодействия: синхронного или асинхронного, поскольку в виртуале, в отличие от «контактных уроков», взаимодействие в работе над общим продуктом может быть разнесено во времени. О принимаемых всеми алгоритмах взаимодействия возможно договориться в начале всего курса или отдельного модуля. Они могут быть заданы как ведущим курса, так и в результате подготовительной работы внутри малой группы.
Словом, на сайте дистанционного курса обязательно должны быть предусмотрены способы и инструменты взаимодействия между участниками обучения и учителем, а также между самими участниками. Общение регламентируется правилами, известными всем в данном учебном сообществе. См. подробнее Взаимодействие в информационной среде: какие нужны правила?
Продолжение следует...
Опубликовано на образовательной Галактике Интел
Сайты Google для дистанционных курсов в школе: условия коммуникации и взаимодействия