Google+

Tuesday, March 11, 2014

Сайты Google для дистанционных курсов в школе: требования к инструментам и контенту

Разных моделей использования сайтов Google много, поскольку это действительно универсальный инструмент! Разговор об этом был начат давно. На сайтах и вокруг них строят сетевые проекты, используют для дистанционных учительских тренингов и МК. В школьной организации сайты широко используются в качестве "строительного материала и инструментов" для создания "виртуальных учительских", домашних страничек и онлайн-газет классов, самодельных виртуальных пособий по предмету, организации школьных и сетевых учебных проектов и т.д. Интересных применений этому инструменту найдено немало и многие из кейсов уже требуют систематизации.

Попытаюсь сделать небольшой обзор об использовании сайтов Google для дистанционных курсов в обычной средней школе. Что же нужно, чтобы сайт стал средством для организации обучения онлайн? Какие условия и, возможно, дополнительные инструменты? Каковы могут быть требования к учебным заданиям и как осуществляется контроль за их выполнением? Как обстоит дело с коммуникацией и обратной связью? 


0. Инструменты организации обучения

В дистанте, лишенном всех преимуществ "очных" или как еще говорят, "контактных" уроков, на первый план выходят инструменты организации обучения. Можно в полной мере говорить о том, что дистанционное обучение - инструментально.
Перечислим основные, без которых вообще не имеет смысла говорить о том, что мы пытаемся организовать на сайтах учебный процесс:

  • Инструменты навигации и поиска внутри учебной среды;
  • Инструменты для коммуникации и обратной связи;
  • Инструменты взаимодействия (совместной работы);
  • Инструменты для создания и публикации контента/учебных объектов;
  • Инструменты для создания сообществ;
  • Инструменты для оценивания и контроля.

Отдельным инструментам будут посвящены специальные разделы...

1. Требования к контенту

Иногда считается, что главное для дистанта - качественный контент, т.е. готовые учебные материалы. Даже для урока в классе это не так, ведь материал еще нужно "подать", а главное, организовать работу с ним.
Рассмотрим подробнее... 

При подготовке контента должны быть одновременно реализованы два принципа: минимальной достаточности и информационной избыточности. Достаточность - свойство контента, которое гарантирует, что ученик способен справиться с изучением темы, что ему будет «хватать» в контенте ключевых понятий, концепций и инструментов для самостоятельной работы. Избыточность следует понимать, как наличие дополнительных возможностей для самообразования ученика в рамках изучаемой темы, а не как «энциклопедическую полноту и насыщенность» учебных материалов. Иными словами, контент должен точно соответствовать целям курса.

В обсуждении требований к контенту возникает интересное различение, которое также необходимо дополнительно оговорить. Часто под учебным контентом понимают учебные материалы, подготовленные исключительно разработчиками курса. Но часть контента может быть также сгенерирована самими участниками дистанционного обучения. Для того, чтобы такая разновидность контента появилась в дистанционном курсе, необходимо создать такие условия и предложить такие инструменты и способы публикации, чтобы этот контент был доступен всем участникам обучения, а не одному только "учителю", которому обычно ученики свою работу "сдают".

Авторский контент разработчиков курса могут составлять тексты, мультимедиа и презентации, отражающие структурированное посредством модулей предметное содержание (по аналогии с бумажным учебником). Все из них могут быть представлены на учебном сайте в самых разнообразных цифровых форматах. Добавим к ним тесты и задания для учащихся, которые помогают им в самостоятельной проработке подобных ресурсов. Сюда же необходимо отнести ссылки на цифровые коллекции, которые могут быть «внешними» по отношению к специально разработанному курсу, быть «шире» узкой темы курса. Вообще нелишним бывает список полезных ссылок, рекомендуемых учителем-составителем для расширения кругозора учащихся, кто заинтересовался темой.
К уже перечисленному присовокупим также инструментальный набор: веб-сервисы, инструкции по работе с ними, «подсказки», ссылки на «помощь» и т. д. 

Итак, контент должен быть хорошо стуктурирован, достаточен для самостоятельной работы, разнообразен по типу представленной информации (например, текстовая, графическая, мультимедийная, инфографика и т.д. ) и "инструментален" (оснащен инструментами для работы).
Обязательно должны быть хорошо продуманы средства навигации по учебным модулям.

Разработка контента требует новых - особых - компетенций.

Типичные ошибки при размещении контента

  • Страницы сайта заполнены избыточной, плохо структурированной информацией одного типа (например, исключительно текстовая).
  • Никак не маркированы материалы для обязательного ознакомления, не приводится список рекомендуемых инструментов, не хватает разделов «помощь», «полезная информация», «дополнительные источники».
  • Часто в курсах, разрабатываемых новичками, нет ссылок на авторство материалов, что является одним из серьезных требований к публикуемому контенту.
  • Не поощряется работа участников с контентом, сгенерированным ими самими. (Это можно делать с помощью обсуждений, взаимного комментирования и оценивания).

2.Требования к заданиям и инструкциям

Весомой частью контента в дистанционном обучении являются инструкции и задания для самостоятельной работы. И опять же, у ученика отсутствует возможность мгновенно уточнить формулировку непонятой им задачи. Отсюда проистекают особые требования ко всем инструктивным текстам, размещаемым в электронном курсе.

  • Инструкции должны быть краткими и четкими. Рекомендуется их оформлять в виде нумерованного списка.
  • Желательно, чтобы инструкции содержали визуальную информацию: схемы, картинки, скриншоты. Пример инструкции по копированию рабочего листа и предоставления доступа учителю.
  • Рабочие материалы и задания включаются в инструкцию с помощью ссылок на внешние документы (см. пример на скриншоте ниже).
     Уменьшено: 40% от [ 2068 на 955 ] — нажмите для просмотра полного изображения
  • При необходимости инструкция может также содержать ссылки на дополнительные источники информации, однако не cледует этой информацией перегружать саму инструкцию. Основную и дополнительную информацию можно "разнести", использовав для этого специальный, двухполосный, макет страницы.



Задания должны быть составлены так, чтобы:

  • учебное содержание было достаточным для достижения результатов обучения;
  • через них был возможен контроль достижения запланированных учебных результатов.

Выполнить оба эти условия непросто, поэтому-то проектирование заданий требует от учителя специальных знаний и умений. Готовые задания уже не найдешь в бумажном учебнике по своему предмету, в лучшем случае, их придется адаптировать под цифровой формат. Но и этого может быть недостаточно. Совершенно очевидно, что при такой "конвертации" задание приобретет несколько важных свойств. Оно может стать более открытым (в противопоставлении закрытые - открытые задания), оно может в неявной форме содержать необходимость обращения к дополнительным источникам информации, оно может предполагать использование новых для ученика инструментов (веб-инструментов), которыми он ранее никогда не пользовался.

Какие приемы при разработке заданий рекомендуется использовать (с примерами):

  • конструирование заданий на поиск, отбор, преобразование и интерпретацию информации из Интернета (пример);
  • использование системы упражнений, направленных на развитие умений структурирования и классификации информации, умения отбирать главное и второстепенное, схематизировать и т.д. В основном, это интерактивные графические листы, см. примеры;
  • использование элементов веб-квеста (проблемных заданий, объединенных общей темой или идеей с элементами ролевой игры и с пошаговым описанием процедур), ( пример1пример2);
  • включение элементов теста, сочетающего открытые и закрытые вопросы (пример);
  • разработку системы заданий на функциональную грамотность чтения при работе со сплошными и несплошными текстами (пример1примеры для несплошных текстов); Рабочий лист 1. Поиск в Интернете

Больше примеров заданий нового типа можно найти в статье Елены Годуновой Электронный образовательный контент в эпоху web 2.0.

Статьи об электронных заданиях
Что же отличает задания нового типа? Появится ли дигитальная дидактика?
Создай рабочий лист сам!

Типичные ошибки при составлении инструкций и заданий

  • Запутанные, многословные или нечеткие инструкции.
  • Тексты заданий целиком выведены на страницу сайта, чем сильно ее перегружают. (Лучше это делать с помощью ссылок на отдельные документы.
  • Однообразные задания, преимущественно, тестового типа.
  • Задания не учитывают наличия предварительных знаний и навыков, необходимых для участия в обучении.
  • Задания нецелесообразны или плохо обоснованы.
  • Технологические средства, предложенные учащимся, не поддерживают достижение образовательных результатов.

Продолжение следует...

Статьи по теме дистанционного обучения в средней школе:

Побег из классной комнаты: День дистанта
Побег из классной комнаты: урок в торговом центре
Побег из классной комнаты: cовместная работа учителей в среде Google


Данная статья опубликована на сайте Образовательной Галактики Интел