Продолжение. Начало:
Итак нам необходимо продумать формы контроля над действиями учеников. В условиях дистанционного взаимодействия для этого есть свои возможности, в чем-то, вероятно, даже более широкие, чем в "очном" обучении.
Так, например, ни один учитель в классе не может наблюдать одновременно, как и что пишут в своих тетрадях ученики, присутствующие на уроке. Но именно такая возможность есть в синхронном дистанте, в случае, если ученики выполняют задание в документе Google и заранее предоставили доступ на чтение или комментирование для учителя. Это удобно в тех случаях, когда ученику нужна моментальная помощь или консультация: он задает вопрос на полях своего документа и тут же получает ответ от учителя прямо в документе, причем история переписки сохраняется в комментариях. Разумеется, комментарии могут быть использованы и самими учениками для общения участников группы между собой при выполнении командного задания.
В табличных документах есть возможность комментировать каждую ячейку, что особенно удобно, если коллективная таблица поделена на "зоны", в которых работают разные участники или целые команды.
А последнее время способы комментирования на полях документов обогатились новыми возможностями:появились приложения к диску Google для голосового комментирования текстов. Об этом подробнее Комментарий вместо красной пасты?
Отсутствие визуального контроля за действиями учащихся, который доступен на уроке в классе, действительно перестало быть существенной проблемой и при работе в дистанционном режиме. Теперь учитель может непосредственно наблюдать за действиями учеников, работающих в коллективном документе, и процессом создания ими продуктов учебной деятельности. Причем это можно делать в двух режимах: как в синхронном, то есть, в момент самого действия, так и асинхронно, спустя какое-то время после окончания работы. Во втором варианте контролировать личный вклад каждого соавтора общего документа поможет история изменений (опция, имеющаяся практически во всех видах документов из Диска Google).
Ведущий принцип дистанционного обучения - опора на самостоятельную работу ученика. Поэтому и среди форм контроля появляется все больше таких, которые предполагают самостоятельное планирование учеником времени учебных занятий и самоконтроль. Например, в курсах с несколькими этапами и долгосрочными заданиями может быть очень полезной таблица продвижения, созданная с помощью табличного редактора и с доступом, открытым на редактирование для всех участников обучения.
Так как в процессе освоения работы с новым инструментов сайтов Google учитель постепенно обзаводится большим количеством сайтов, к которым он предоставил доступ учащимся, возникает проблема, как следить за обновлениями? Тут может помочь функция подписки на обновления (причем, можно подписаться как на обновления всего сайта, так и отдельных его страниц). Оповещения об обновлениях будут приходить на электронную почту владельца сайта.
Типичные ошибки
Утрата контроля над действиями учащихся - это один из рисков, к которому нужно быть готовыми и иметь в своем арсенале дополнительные возможности, для того, чтобы коммуникация с учениками не была нарушена. Прежде всего, это общение по электронной почте и при помощи сервисов обмена мгновенными текстовыми или голосовыми сообщениями.
Обратная связь
1.Оповещения через встроенный "гаджет новостей"
2.Регулярная обратная связь через "мероприятия" в календаре Google
Настройка оповещений о "событиях в календаре Google может помочь учащимся вовремя подготовить и сдать задание в срок. Учитель, регулярно делая анализ этапов или модулей, может также автоматически оповестить учеников об обновлениях блока новостей на сайте, где публикует, в том числе, отчет о проверенных работах: типичных ошибках и затруднениях, статистике ответов или результатах тестов. Оповещения с календаря приходят участникам группы на электронную почту.
3. Формирование отчетов с анализом ошибок в документах
Сам отчет формируется в текстовом документе. Пример такого анализа: Типичные ошибки в эссе учеников 10 класса “Какие навыки важны, для того чтобы стать исследователем?”. Ошибки из всех работ собираются и анализируются в одном документе, при его публикации ученикам предоставляется доступ на комментирование.
4. Обратная связь через комментарии к страницам сайта
В случае, если ученики публикуют свои готовые продукты в комментариях к странице, учитель может оставить комментарий к каждой опубликованной работе.
Оценивание в дистанционном обучении
Дистанционное обучение как никакое другое нуждается в новых видах оценивания: сопровождающим и направляющим действия ученика. Его принято называть формирующим. Принципы формирующего оценивания следующие:
Подробнее об оценивании...
Разработка критериальных таблиц
Лучше всего, когда таблицы с критериями, разработанными к самым разным видам учебной деятельности, являются продуктом коллективной деятельности учителей, вовлеченных в разработку дистанционных курсов. Они могут создаваться на разных страницах одного табличного файла.
Удобно, что и встраивать эти разные таблицы в отдельные страницы сайта возможно, так как каждая отдельная страница имеет свой уникальный адрес. Вставка в страницу сайта производится в режиме редактирования страницы. В меню выбираем Вставка - Диск - Таблица. В появившемся окне ищем поле с надписью “Или вставьте веб-адрес здесь” и туда вставляем скопированный заранее адрес конкретной страницы табличного документа. Нажимаем внизу кнопку Выбрать, после чего заканчиваем редактирование страницы, сохраняя ее.
Например, на корневой странице, под которыми располагаются страницы ученических потрфолио, как правило, "вывешиваются" правила заполнения и критерии их оценивания.
В связи с уже упомянутым принципом самостоятельности ученика, в курсах часто используются таблицы самооценивания. Контрольное самооценивание производится, как правило, до начала и после окончания курса.
Подробнее об инструментах оценивания с примерами:
Создаем инструменты оценивания с помощью таблиц Google
Продолжение следует...
Контроль за действиями учащихся
Итак нам необходимо продумать формы контроля над действиями учеников. В условиях дистанционного взаимодействия для этого есть свои возможности, в чем-то, вероятно, даже более широкие, чем в "очном" обучении.
Так, например, ни один учитель в классе не может наблюдать одновременно, как и что пишут в своих тетрадях ученики, присутствующие на уроке. Но именно такая возможность есть в синхронном дистанте, в случае, если ученики выполняют задание в документе Google и заранее предоставили доступ на чтение или комментирование для учителя. Это удобно в тех случаях, когда ученику нужна моментальная помощь или консультация: он задает вопрос на полях своего документа и тут же получает ответ от учителя прямо в документе, причем история переписки сохраняется в комментариях. Разумеется, комментарии могут быть использованы и самими учениками для общения участников группы между собой при выполнении командного задания.
В табличных документах есть возможность комментировать каждую ячейку, что особенно удобно, если коллективная таблица поделена на "зоны", в которых работают разные участники или целые команды.
Уменьшено: 37% от [ 2146 на 1208 ] — нажмите для просмотра полного изображения
А последнее время способы комментирования на полях документов обогатились новыми возможностями:появились приложения к диску Google для голосового комментирования текстов. Об этом подробнее Комментарий вместо красной пасты?
Отсутствие визуального контроля за действиями учащихся, который доступен на уроке в классе, действительно перестало быть существенной проблемой и при работе в дистанционном режиме. Теперь учитель может непосредственно наблюдать за действиями учеников, работающих в коллективном документе, и процессом создания ими продуктов учебной деятельности. Причем это можно делать в двух режимах: как в синхронном, то есть, в момент самого действия, так и асинхронно, спустя какое-то время после окончания работы. Во втором варианте контролировать личный вклад каждого соавтора общего документа поможет история изменений (опция, имеющаяся практически во всех видах документов из Диска Google).
Уменьшено: 45% от [ 1771 на 1154 ] — нажмите для просмотра полного изображения
Ведущий принцип дистанционного обучения - опора на самостоятельную работу ученика. Поэтому и среди форм контроля появляется все больше таких, которые предполагают самостоятельное планирование учеником времени учебных занятий и самоконтроль. Например, в курсах с несколькими этапами и долгосрочными заданиями может быть очень полезной таблица продвижения, созданная с помощью табличного редактора и с доступом, открытым на редактирование для всех участников обучения.
Так как в процессе освоения работы с новым инструментов сайтов Google учитель постепенно обзаводится большим количеством сайтов, к которым он предоставил доступ учащимся, возникает проблема, как следить за обновлениями? Тут может помочь функция подписки на обновления (причем, можно подписаться как на обновления всего сайта, так и отдельных его страниц). Оповещения об обновлениях будут приходить на электронную почту владельца сайта.
Уменьшено: 38% от [ 2083 на 1029 ] — нажмите для просмотра полного изображения
Типичные ошибки
Утрата контроля над действиями учащихся - это один из рисков, к которому нужно быть готовыми и иметь в своем арсенале дополнительные возможности, для того, чтобы коммуникация с учениками не была нарушена. Прежде всего, это общение по электронной почте и при помощи сервисов обмена мгновенными текстовыми или голосовыми сообщениями.
Обратная связь
1.Оповещения через встроенный "гаджет новостей"
Уменьшено: 66% от [ 1209 на 736 ] — нажмите для просмотра полного изображения
2.Регулярная обратная связь через "мероприятия" в календаре Google
Настройка оповещений о "событиях в календаре Google может помочь учащимся вовремя подготовить и сдать задание в срок. Учитель, регулярно делая анализ этапов или модулей, может также автоматически оповестить учеников об обновлениях блока новостей на сайте, где публикует, в том числе, отчет о проверенных работах: типичных ошибках и затруднениях, статистике ответов или результатах тестов. Оповещения с календаря приходят участникам группы на электронную почту.
Уменьшено: 67% от [ 1180 на 510 ] — нажмите для просмотра полного изображения
3. Формирование отчетов с анализом ошибок в документах
Сам отчет формируется в текстовом документе. Пример такого анализа: Типичные ошибки в эссе учеников 10 класса “Какие навыки важны, для того чтобы стать исследователем?”. Ошибки из всех работ собираются и анализируются в одном документе, при его публикации ученикам предоставляется доступ на комментирование.
4. Обратная связь через комментарии к страницам сайта
В случае, если ученики публикуют свои готовые продукты в комментариях к странице, учитель может оставить комментарий к каждой опубликованной работе.
Уменьшено: 61% от [ 1311 на 981 ] — нажмите для просмотра полного изображения
Оценивание в дистанционном обучении
Дистанционное обучение как никакое другое нуждается в новых видах оценивания: сопровождающим и направляющим действия ученика. Его принято называть формирующим. Принципы формирующего оценивания следующие:
- разработка критериев оценивания на основе поставленных учебных целей;
- отсутствие открытого сравнения результатов разных учащихся;
- участие самих учащихся в оценивании;
- процессный характер оценивания: оцениваются не только продукты учебной деятельности, но и процесс обучения;
- использование электронных инструментов для оценивания;
- документирование достижений учащихся.
Подробнее об оценивании...
Разработка критериальных таблиц
Лучше всего, когда таблицы с критериями, разработанными к самым разным видам учебной деятельности, являются продуктом коллективной деятельности учителей, вовлеченных в разработку дистанционных курсов. Они могут создаваться на разных страницах одного табличного файла.
Уменьшено: 77% от [ 1026 на 629 ] — нажмите для просмотра полного изображения
Удобно, что и встраивать эти разные таблицы в отдельные страницы сайта возможно, так как каждая отдельная страница имеет свой уникальный адрес. Вставка в страницу сайта производится в режиме редактирования страницы. В меню выбираем Вставка - Диск - Таблица. В появившемся окне ищем поле с надписью “Или вставьте веб-адрес здесь” и туда вставляем скопированный заранее адрес конкретной страницы табличного документа. Нажимаем внизу кнопку Выбрать, после чего заканчиваем редактирование страницы, сохраняя ее.
Уменьшено: 98% от [ 814 на 419 ] — нажмите для просмотра полного изображения
Например, на корневой странице, под которыми располагаются страницы ученических потрфолио, как правило, "вывешиваются" правила заполнения и критерии их оценивания.
В связи с уже упомянутым принципом самостоятельности ученика, в курсах часто используются таблицы самооценивания. Контрольное самооценивание производится, как правило, до начала и после окончания курса.
Подробнее об инструментах оценивания с примерами:
Создаем инструменты оценивания с помощью таблиц Google
Продолжение следует...